В конце 13-ого века городская коммуна (горожане ее поддержали) решила строить ратушу-дворец, поскольку Флоренция была городом значимым и без ратуши тут уж не обойтись. За дело взялся тот, на чьей совести были Кафедральный собор и храм Санта-Кроче, а именно - Арнольфо ди Камбио. Местом строительства выбрали дворцовые развалины семейства Уберти, дома гибеллинского клана разрушили незадолго до решения строить ратушу – в 1295 году.
Возведенная вкупе с палаццо башня в виде прямоугольного зубчатого «столба» (94 метра высотой), оперлась на фундамент некогда стоявшей здесь башни «Ла Вакка». Внутри Арнольфо есть две миниатюрные тюремные камеры. Они использовались по назначению, одним из заключенных был Козимо Медичи Старший, а позднее здесь удерживали Джироламо Савонаролу.
Каменное здание-куб сквозит двухрядной прорезью готических окон. Чуть позже двустворчатые проемы с арками с подачи Микелоццо приобрели барельефы. Венчает строение стена с зубцами, покоящаяся на «плечах» мини-арок и карнизов. Под арочными проемами находится геральдический ряд республиканских гильдий (девять штук). Некоторые из арок вполне годятся на роль амбразур для камнесброса или полива врага кипящей жидкостью.
Над дверями основного входа расположен красивый фронтон из мрамора, датируемый началом 16-ого столетия. В центре которого находится монограмма, изображающая Христа, на ней значится: «Царь царей, властитель владык». Заключена монограмма между львами, сияющими позолотой
Шли годы, менялась власть, палаццо менял имена – дель Пополо, дель Приори, Дукале… Сегодня основная часть здания – музей, но в Веккьо и сейчас размещаются муниципальные власти города.
Примечателен первый из патио дворца, проектировал его Микелоццо в середине 15-ого века, и проект его отразил черты эпохи раннего Ренессанса. Ко дню свадьбы представителей кланов Медичи и Вазари стены декорировали фресками-панорамами городов Австрии. А также на люнетах аркады появились изображения церквей и геральдики флорентийских гильдий. Центр патио занял фонтан, созданный по чертежам дель Тадда. Нишу напротив заняли «Самсон и филистимлянин» (Пьерино да Винчи). Посреди фонтана на пьедестал водрузили «Амура с дельфином». Это лишь копия, оригинал работы Вероккьо находится во дворце.
Первый этаж палаццо занимает один из красивейших его залов – «Салон Пяти Сотен», созданный в конце 15-ого века дель Полайоло, заказчиком выступил Савонарола, сменивший Медичи на посту духовного лидера Флоренции. Он желал сделать Веккьо резиденцией Великого Совета, включавшего 500 членов. Позднее салон расширил Вазари, также зал использовался герцогом Козмо Медичи в качестве судопроизводственного кабинета. В ходе реконструкции этого салона пропали предметы искусства. Такими потерями стали работы Леонардо да Винчи и Микеланджело. До наших дней дошли фрески Вазари и его подмастерьев, иллюстрирующие триумф Флоренции. Центральную нишу на южной стене занимает небезызвестная скульптурная композиция Микеланджело, изначально уготованная для украшения могилы папы Юлия Второго. В итоге «Гений, попирающий грубую силу» оказался в Палаццо Веккьо.
В конце зала организовали небольшую боковую «клетушку» по чертежам Вазари (который и оформил помещение в маньеристской стилистике), ставшую кабинетом Франческо Первого Медичи. Стены этой комнаты и ее своды – сплошь в полотнах, также здесь находятся скульптуры.
Среди помещений второго яруса дворца примечателен Зал Лилий, названный так не из-за герба Флоренции, а в честь флер-де-лис или золотого цветка на синем полотне, являющемся гербом графского семейства Франции – Анжу (они помогали гвельфам из Флоренции в битве с гибеллинами) – этим самым символом декорированы и кессонный потолок зала и его стены. Стены занимает гигантская фреска руки Гирландайо, на который изображен первый епископ республики – святой Зиновий, а также святые Стефан и Лаврентий, римляне Брут, Сципион, Цицерон, Камилла и др. Завершает композиционную структура салоны оригинал изваяния авторства Донателло «Юдифь».