Является Шедевром изобразительного искусства эпохи Тюхтятской культуры. Название писаницы произошло от улуса Сулеков, который распологался недалеко от горы в 19 веке. В народе же Сулекские писаницы называют «Пичиктиг-Таг» (Писаная Гора). Относится к Окуневской культуре 2 тысячелетия до н. э.
Сулекская писаница - скала высотой примерно 600 метров, сплошь покрытая тысячами рисунков, относящихся к различным эпохам. Последние изображения на писанице относятся к XVIII веку, первые - были нанесены 3-4 тысячи лет назад, и у них совершенно другая техника исполнения. Есть рисунки, которые относятся к средневековью Хакасии - это VI-VIII вв н. э.
На этом священном месте кто-то старательно выбивал на камне изображения людей и животных, складывая их в сюжеты и сценки. Почти все изображения состоят из отдельных точек, выбитых каким-то острым инструментом. Похоже, на создание одного рисунка мог уйти не один день. А здесь их несколько десятков, может, и сотен. Причём если люди изображены в привычных пропорциях, то звери, на которых сидят люди, какие-то худые и вытянутые в длину. Может, такими и были древние лошади?
Петроглифы тянутся на протяжении более сотни метров, где-то чаще, где-то реже. Основная тема рисунков - тема борьбы.
Рукой художника (жившего за 2 тыс. до н. э.) на скале изображены сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных. Есть сюжеты, связанные с шаманскими обрядами. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского письма.
Писаница эта интересна тем, что здесь представлены и рунические надписи. Они были переведены и означают Писанная или Вечная гора. Самое большое количество изображений на этой горе относятся к эпохе древнекыргызского государства. Рисунки выполнены в технике гравировки - расчерченными линиями. Этими линиями нанесены разнообразные изображения - воины на лошадях, стреляющие из лука в различных животных, верблюды, кусающие друг друга. (на территории Хакасии разводили верблюдов вплоть до конца 19 века). Есть изображения кабанов и барсов. На одном из хорошо сохранившихся рисунков изображён человек на лошади, держащий в поднятой руке что-то вроде палицы. Местами встречаются красные пятна на скалах - это еще в советское время группа телевизионщиков, для того чтобы рисунки лучше смотрелись, покрасила их красной краской - она осталась и не смывается.
Есть уникальные изображения гравированными линиями - божество в трехрогом головном уборе, которое соотносится с описанием древними богини Умай.
Древние изображения были предназначены духам, наносились с целью добиться расположения божества. Как памятник древней культуры Сулекские писаницы имеют всемирное значение.
Первое научное описание писаницы было сделано в 1847, потом сюда прибыла экспедиция финского общества по изучению древностей, они работали в степях Хакасии три года -1887-1889 годы. Копировали рисунки писаницы, в основном, на горе Писанной и Соляной. В то время они просто зарисовывались с натуры художником, входящим в состав экспедиции. После финнов здесь работал известный отечественный исследователь петроглифов Андриянов.
В настоящее время Сулекская писаница является объектом культового наследия федерального значения. Это наиболее крупный памятник на севере Хакасии. Как и большинство памятников, он постепенно разрушается. Одни из главных факторов разрушения - природа и человек.
«Галерея фотографий наскальных изображений Сулекской писаницы»