А вот Феодосий Первый (последний римский дораскольно-имперский правитель) посмотрел на церковь, названную именем святого и решил, что сооружение не дотягивает до величия Павла. Так появилась новая базилика, включившая пять нефов. Немало вложил в нее средств и души папа Григорий Великий. Можно сказать, что до строительства собора Святого Петра, базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура носила корону самой масштабной христианской церкви планеты.
В начале 19 столетия базилика горела и без малого сгорела. Прошло не одно десятилетие, прежде чем былое отстроили заново (руководствуясь предыдущими чертежами, исключение сделали для фасада, который нарядили в классику). Лазурит и малахит для алтаря презентовал император Николай Первый.
В стенах храма есть, на что посмотреть: мозаика, датируемая пятым столетием (она пережила пожар); алтарный навес или киворий, что непонятней, но правильней (его выполнил ди Камбио, объединив языческие черты с христианскими); фриз и изображениями все пап со времен апостола Петра (говорят, когда на фризе не останется места для новых портретов – все, финита ля комедия, вернее ля света, апокалипсис, в общем). И все бы ничего, а места на фризе и впрямь негусто осталось.
Также интересно будет взглянуть на внутренний двор собора или клуатр, его датируют первой половиной 13 века и считают один из самых симпатичных монастырских дворов Запада.
В 2006 году археологи покопались в подвалах базилики и докопались до саркофага с человеческими останками. Спустя три года папа римский (Бенедикт Шестнадцатый) заявил, что принадлежат они Святому Павлу.