Знаменитая развалина считается визитной карточкой итальянской столицы. Ни время, ни вандалы, ни какие другие разрушительные факторы не сказались на величии строения. Даже в таком, далеком от априорного, виде оно заставляет восхищенно выдыхать и тянуться за фотоаппаратами тысячи туристов, стремящихся увидеть «Герб Рима» и прикоснуться к истории.
А Колизея могло бы и не быть, если бы не Веспасиан, решивший стереть с лица земли все, что понастроил Нерон, восседавший на троне до Веспасиана. Вот так вместо лебединого пруда подле Золотого дворца появился огромный амфитеатр на 70 тысяч зрителей! Самый масштабный на территории Римской империи. Открывали арену Игры (80-ый год до нашей эры, между прочим), длившиеся 100 дней подряд. В ходе соревнований погибло 2 тысячи гладиаторов и 5 тысяч диких животных. Задумка Веспасиана уничтожить память о Нероне несколько провалилась, ведь хотя арену и назвали амфитеатром Флавиевым, народ именовал ее Колизеем (прослеживается аналогии с высотой здания – 35 метров соответствовали по габаритам разве что статуе Нерона в обличии божества Солнца).
В течение многих лет Колизей являлся для римлян и гостей Рима источником зрелищ – на арене боролись гладиаторы, травились звери, проводились морские бои. Кстати, стоит упомянуть о размещении в амфитеатре. Императорская семья сидела на первом ряду, рядом рассаживались весталки, сенаторы, жрецы, консулы. Несколько дальше – аристократия и вельможи; затем средний класс; а после вместо мраморных скамеек шли крытые галереи с деревянными лавочками, самый верхний ярус отдавали плебеям и женщинам, а далее стояли иностранцы и рабы. Поговаривали, что в амфитеатре казнили христиан, но ученые пришли к выводу, что факт этот есть миф, распространенной католической церковью.
Колизей значительно пострадал от пожара во время правления Макрина, затем последовала реставрация.
И если в начале 3 века император Филипп с помпой отмечал тысячелетний юбилей Рима жесткой бойней на арене, то в начале 5-ого столетия Гонорием гладиаторские бои были запрещены, поскольку противоречили христианским канонам. Религию эту распространил в Римской империи Константин Великий, правда, зверей травили вплоть до гибели Теодориха Великого. А после… амфитеатр Флавиев пошел по тропе разрушений.
Накатила волна варваров и с 11 столетия вплоть до 1132 года амфитеатр служил крепостью для знатных римлян, споривших друг с другом за власть над народом (ярыми противниками были Аннибальди и Франджипани). Первые в итоге уступили Колизей императору Генриху Седбмому, а тот в свою очередь подарил его простым людям и римскому сенату. Также в 1331 году местная знать организовывала на арене корриду, но уже тогда Колизей начал рушиться.
Не то что бы «рушиться», скорее его начали разбирать! Да-да, воспринимали как источник стройматериала, забирая не только выпавшие камни, но и отковыривая новые. В 15 и 16 века папа Павел Второй не гнушался возводить венецианский двор, используя камни Колизея, а кардинал Риарио таким образом возвел себе дворец канцелярии, Павел Третий – дворец Фарнезе. Казалось бы, амфитеатру конец, но значительная его часть уцелела-таки (при этом чудовищность разрушений налицо). Сикст Пятый, например, построил суконную фабрику из частей Колизея, а Климент Девятый использовал сам амфитеатр в качестве завода по добыче селитры.
В общем, католические «отцы» прекратили посягать на несчастный Колизей лишь в середине 18-ого столетия. Первым защитником древнего памятника стал Бенедикт Тринадцатый, посвятивший руины Страстям Христовым в качестве места, окроплённого кровью мучеников христианских. Он велел установить посреди арены огромное распятие, а вокруг - алтарный ряд в знак памяти о боли, шествии на Голгофу и казни Христа.
Так что, Колизей сегодняшний весьма аскетичен после всего пережитого – это трехъярусный эллипс с проемами-арками. Длина сооружения равна 524 метрам, длиннейшая ось – 187,8 метров, меньшая – 155,64 метров. Арена раскинулась на 85,75 метров, ширина ее равна 53,62 метрам. Высота стен Колизея достигает 48-90 метров. Сюда без проблем вошло бы 87 тысяч людей. Колизей возведен на фундаменте из бетона, толщина которого равна 13 метрам. Вот такой минимализм – итог варварских набегов, сейсмологической активности и стройматериального донорства (добрая часть римских красот содержит камни амфитеатра). Когда-то в каждом арочном проеме красовалась статуя, междустенный проем (потолок) затягивал холст (причем с помощью довольно сложного механизма, для приведения которого в действие нанималась команда моряков), благодаря чему даже непогода не могла помешать людям насладиться зрелищем.
С другой стороны, раньше Колизей был одинаков, как ни посмотри, а сегодня ракурс определяет вид – сооружение постоянно меняется, словно узор калейдоскопа. Время суток также влияет на визуальную составляющую: при свете дня – это античные руины, потрепанные временем и людьми; а при лунном вкупе с городской иллюминацией – таинственное и романтичное здание. Причем, снаружи Колизей – это высокие стены, а внутри – зияющая дыра на месте бывшей арены гладиаторов. Годы обнажили катакомбы, в которых раньше готовились к выходу на арену рабы, дикие звери и иже с ними. Все желающие смогут войти внутрь и пройтись по руинам.
В отличие от прошлых римских правителей, современные бережно относятся к историческому шедевру, щедро финансируются реставрационные работы. Возможно, они прониклись фразой пилигримов о том, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, а вместе с Римом и мир.