Комплекс организован с целью сохранности исторически важного события – возведения первого ж/д моста через Обь в Новониколаевске. Строительные работы над мостом и Великой Сибирской ж/д магистралью на исходе 19 столетия ознаменовали становление города на Оби – Новониколаевска, ставшего впоследствии Новосибирском, одним из крупнейших городов Сибири.
Первый камень будущего моста заложили 20 июля 1893 года, эта же дата считается днем рождения Новосибирска. Место мостовой переправы определил инженер Гарин-Михайловский, известный еще и своими писательскими заслугами. Спроектировал мостовую конструкцию Н.А. Белелюбский, инженер-мостостроитель.
Возведение длилось 4 года, потратили почти 2 миллиона рублей, а 31 марта 1897 года мост открыли для транспорта. Стальные конструкции весили 270 тысяч пудов, их изготовили на Боткинском заводе Урала. Мост включал 9 пролетов, поддерживаемых каменными гранитными опорами, возложенными на гранитном ложе.
Конструкционная система моста Белелюбского явилась уникальным инженерно-конструкторским решением, этот мост стал одним из первых в стране, чьи пролеты перекрыли консольно-балочными металлическими конструкциями.
Ж/д мост через Обь равно как и другие мосты Транссиба явился один из самых масштабных и современных сооружений страны на исходе 19 века. Спустя сотню лет эксплуатации, в 90-х годах 20 столетия мост демонтировали, а один из его пролетов установили на набережной Оби в качестве музейного экспоната и на память будущим поколениям.