Все рассказы

Новый год 2013, автомобильно-лыжное приключение ч.1

Леонид , Декабрь 2012 г. — январь 2013 г. , Чимбулак

Горнолыжные туры

Вместо пролога или как мы дошли до жизни такой.

Подходил к концу ноябрь, стояла тёплая по весеннему солнечная погода. Я гулял по Алматы, куртка расстёгнута, шапка в кармане, глаза щурятся от солнца и лицо обдувает свежим тёплым ветерком. До нового года оставалось чуть больше месяца, а мы до сих пор не придумали где будем отмечать его. Хотелось чего-нибудь нового, необычного и авантюрного, но все идеи в моей голове куда-то попрятались и не хотели показываться. Оставалась, конечно маленькая, робкая надежда на то, что конец света всё-таки наступит, положив конец моим мучительным попыткам что-нибудь придумать. Но что-то, возможно здравый смысл, подсказывало мне, что надежды эти тщетны. Вроде и астероид Апофис раньше 36 года в землю врезаться не должен, и Йе́ллоусто́нский супервулкан ведёт себя относительно спокойно, поэтому что-то придумать было необходимо. Так я и брёл по улицам города, напрягая свои извилины, пока мою голову пушечным выстрелом не поразила таки МЫСЛЬ: «Какая к чёрту Алмата!?!?!»  и я проснулся.

Хмурое зимнее сибирское утро, я протёр глаза, стряхнул остатки сна, за окном шёл снег. На полу и в креслах мирно спали после вчерашних ночных посиделок друзья. Я потолкал тихо сопящую рядом Алёну и спросил: «Может в Алмату на новый год съездим? Там Чимбулак, там на лыжах покататься можно будет. И кстати, а почему я тут в одежде лежу?». 

И завертелось, планы... сроки... даты... подготовка...Вот группа единомышленников собрана, маршрут разработан, машина подготовлена, жильё в Алмате забронировано, даже медицинские страховки для выезда за рубеж оформлены, короче учтено всё что только могли придумать, время «Ч» наступило.

Долгая дорога до Алматы

29 декабря 12 часов дня, прощаюсь с коллегами на работе, они собираются на корпоратив, поздравляю всех с наступающим новым годом, прогреваю машину и еду собирать попутчиков. Тут же случается первое происшествие. Испустив облачко белого вонючего дыма, сгорает автомобильный блок питания для ноута и предохранитель в разветвителе прикуривателя.

Приезжаю домой, закидываю в машину вещи, лыжи, Алёну, едем к следующему чекпоинту. Там закидываем в машину еще немного вещей и ещё одну Алёну. Продолжая нарезать круги по предновогдне бестолково суетливо забитому машинами городу забираем из дома Илью с вещами. Утрамбовываемся в маленький салон моей машины. Прямо название фильма «Четверо в импрезе, не считая лыж».

Всё мы готовы. 15:25 проезжаем речной вокзал. Город, пока! путешествие началось…

Моментально... за полтора часа долетаем до Бердска, заливаем полный бак бензина и покупаем новый тройник в прикуриватель, встаём на трассу и еще через полтора часа в 18:35 обедаем в Тальменке. По дороге нарекаем навителовский навигатор у меня в телефоне Серёгой.

19:50 Приезжаем в Барнаул, Серёга умело проводит нас по улицам города и выводит на трассу.Сразу за Барнаулом начинается полная жопа, метель, видимость метров 100. Видим первые машины, сдутые с трассы в кювет, но всё равно настырно продвигаемся вперёд.

21:35 Заезжаем на заправку в Алейске. Выйдя из машины тут же подхваченный ветром, как буер пролетаю по льду метр пока не умудряюсь зацепиться за бензоколонку… «Мда, чем дальше тем чудесатее и чудесатее», -  вспоминаю я Алису в стране чудес.Заправляем полный бак бензином и бардачок конфетами в виде долек цитрусовых: апельсинов, лимонов, грейпфруктов.

После Алейска, в Поспелихе, мимо одинокого заносимого пургой сотрудника ГАИ, сворачиваем в с трассы А349 на трассу Р370, проезжаем Поспелиху и... тут то к нам и приходит желзобетонное понимание о том, на сколько мы заблуждались. Та метель, которую мы считали раньше жопой, теперь представлялась нам детской шалостью, этакой полужопицей, а вот сейчас мы попали в настоящую всеобъемлющую глобально-тотальную ЗАДНИЦУ. Видимость 1.5 метра перед капотом автомобиля, гашу дальний свет и видимое впереди пространство увеличивается до 3х метров, машину мотыляет порывами ветра, дорожного покрытия не видно под позёмкой, на дороге то и дело попадаются наметённые сугробы. Плетёмся со скоростью 20-40 километров в час.

До Змеиногорска оставалось всего 106 км, но доехали мы до него только через 2 с половиной часа, в 00:55. Благо перед самим Змеиногорском стали попадаться перелески и овраги, в которых не так мело и можно было хоть сколько-нибудь разогнаться.Бравый Серёга точно провёл нас по городу и поставил на трассу на Михайловку, в которой мы планировали пересечь границу и покинуть просторы Родины.

Километров через 10 после Змеиногорска дорогу нам преградили 2 мужика с просьбой помочь толкнуть старое ржавое ведро марки ВАЗ 2109 с горки. Вышли, толкнули, не завелась, толкнули еще раз, опять не завелась, протолкали метров на 200-300, ведро признаков жизни не подало. Решив, что толкать его 10 км. до города нам не с руки, поехали дальше. Поехали, надо сказать, значительно бодрее, спасибо дорожникам, уже почистившим дорогу. Да и метель уже почти полностью кончилась. Машин в этот ночной час на трассе почти не было, только одинокие KIA Sportage и Infiniti пронеслись мимо нас.

В Третьяково Серёга, видимо спросонок, вместо того, что-бы провести нас по трассе увёл в тупик на железнодорожную станцию, пришлось вылавливать местного аборигена. А в 2 часа ночи это было не просто сделать, тем более не просто было выпытать у него необходимую нам информацию, как проехать на границу.

Беседа была такой:

- как проехать на границу? 

- какую границу?

 - а что их у вас тут много? 

- нет.

Выпытав таки у него координаты сверхсекретного, по его мнению, свёртка на трассу, выехали за деревню и тут же попали в полуметровой глубины снежный занос на дороге. Форсировав преграду, через 100 метров остановились у следующего заноса, посреди которого мило устроился маленький китайский грузовичок. Помочь мы ничем не могли и двинулись дальше. Через несколько километров в очередном заносе мы увидели сползшую в кювет ярко оранжевую KIA Sportage, обгонявшую нас час назад, а еще через 100 метров точно так же мирно лежала и Infiniti.

Вышли, дали погонять напрокат лопату ребятам, помогли вытолкать KIA. Пока её откапывали, рядом присела белая Toyota Caldina, откопали и её. Infiniti помочь не смогли и поехали дальше.

Через километр сели и мы. При форсировании очередной снежной преграды меня выкинуло из колеи и развернуло на 45 градусов. Лопату в зубы, окопались, поехали дальше.Спустя час, после того как мы покинули Третьяково, нам удалось таки осилить последние 11 километров пути и в 3:15 мы прибыли на границу.Граница нас встретила закрытым шлагбаумом и таможущимся пассажирским автобусом за ним. В итоге на той стороне, то есть в Казахстане мы оказались только через 2,5 часа.

Немного про границу: когда через час ожидания шлагбаум открыли и нас пустили на территорию поста, мы в течении нескольких минут оформились в паспортном контроле, у нас проверили мельком багаж,  всё, через 10 минут мы уже ехали по нейтральной полосе. Правда мы тут же опять встали на 50 минут у Казахского КПП с закрытым шлагбаумом, за которым таможился всё тот-же пассажирский автобус.Само оформление у казахов было тоже быстрым, показали паспорта, нам дали пропуск на машину, заехали под шлагбаум, зашли в здание, заполнили миграционные карточки, показали паспорта, сфотографировались на веб камеру, я еще показал талон о регистрации автомобиля, нам проштамповали миграционные карточки, формально проверили багаж и всё, мы в Казахстане. Сдал пропуск, выехал с территории КПП.

При прохождении границы было всё-таки 2 заминки. Первая, это мы долго не могли найти ручку для заполнения миграционных карточек. И вторая, Илюху не хотели выпускать из России поскольку, у него была надорвана страничка в паспорте.

В общем 2,5 часа и мы, въехав на территорию Казахстана, тут же остановились у кафешки для оформления страховки.Дорога до ближайшего населённого пункта, Шемонаихи была относительно неплохой, за деревней остановились. На посту нас записали еще в какой-то тетрадке, мол кто туда, откуда и зачем.

Едем дальше. Дорога представят из себя прорытую в сугробе траншею шириной в полторы полосы, а дно этой траншеи устилал асфальт, по верх которого размазистыми (размашистыми и размазанными одновременно) гроздями громоздились ледовые надолбы. Каждый раз разъезжаясь со встречным автотранспортам, испытывал весьма волнительные моменты. Видел один Камаз, сидевший в сугробе метрах в 5 от дороги, и бравого камазиста, упорно раскидывающего десятки кубометров снега вокруг своего железного зверя. Так продолжалось до Секисовки, где мы заправили полный бак и канистру казахстанским 92м бензином, я сдал руль Илюхе и отправился в царствие Морфея на пассажирском сиденье. 

В 9:00 одновременно с въездом в Змеиногорск я выбрался из царствия Морфея, быстро проехали город под руководством Серёги и выехали на трассу.

1.

2.

3.

Да это уже не Россия. Дорога сносная, только местами её переметает , изредка попадаются сугробы на асфальте. 

4.

Поднявшись на очередную возвышенность, обнаруживаем впереди на трассе сугроб длинною метров 200 и глубиной метр, не проехать.

5.

Оценив свою дислокацию, находим объезд по склону холма, что справа от дороги.

Вернувшись через несколько сот метров на трассу, обрадовавшись асфальту, тут же влетели в следующий снежный занос, что привело к заносу, развороту на трассе на 360 градусов, и обливанию меня кофеём, благо скорость была не сильно большая, а траектория прямолинейна. Повальсировали вдоль осевой линии разметки, которая наверняка была под слоем снега, и практически не останавливаясь поехали дальше. 

6.

В 13:30 решили позавтракать и заправиться в Аягузе. Обнаружив недостачу местной валюты, меняем рубли на теньге в местном магазине, по грабительскому курсу 4.2. Заодно выясняем одну интересную мелочь, оказывается местное время отличается от нашего на час, то есть сейчас не 13:30 а 12:30.

7.

8.

Илюха.

9.

Одна из Алён.

10.

15:24 по Новосибирскому времени. В пути ровно сутки, проехали 1122 км. Как-то чуток медленнее, чем я рассчитывал, выходит.

11.

После Аягуза казахи, видимо, решили забить на чистку дороги, под колёсами вместо асфальта ледяная гребёнка, асфальтовые проплешины попадаются раз в несколько километров.

12.

Абсолютно ровная, слегка покрытая снегом степь, по которой бегают лисички.

Дорога покрыта ледяными надолбами, кругом лежит снег и всё это сияет в лучах Казахского солнца, глаза слепит просто писец. Илюха придумывает ехать в горнолыжной маске, так выходит сносно. Опять не удаётся ехать хоть с какой нибудь скоростью, машину колбасит, таскает из стороны в сторону, и еще это солнце жарит. Разъезжаться со встречными вообще отдельный аттракцион, захватывающий дух. Благо встречных не очень много, если одна раз в 10-15 минут проедет, то хорошо. И это, блин, федеральная или как она там у них называется трасса А-3.

18:11 по Новосибирскому времени. Проехав за 4 часа 220 км, приехали в Ушарал. Выйдя из машины размять ноги, обнаружили асфальт, ровный  тёмно-серый шершавенький асфальт, покрытый трёхсантиметровым слоем чистого, прозрачного, гладкого льда. Вдоль трассы через каждый километр треугольники знаков, предупреждающие, что впереди скользкая дорога и табличка зоны действия знака 5 км. Но стоят они через каждый километр. БЕСЯТ! Начинаю скучать по вчерашней пурге.

Около 7 часов вечера нас впервые остановили местные блюстители дорожного порядка, стали докапываться: пассажиры сзади не пристёгнуты, подсветка номера не горит, покрышки старые, ксенон в фарах похоже не заводской. С фарами ксеноном и колёсами, были посланы на холм, а вот за номер и ремни начали требовать денег, грозя забрать у Ильи права, поскольку он был за рулём. Сбиваю сумму штрафа в 3 раза, забираю документы, едем дальше.

Наступает ночь. Продолжаем наматывать на колёса медленные километры широких ледяных казахских автострад. Едем, сменяя друг друга с Ильёй за рулём каждые 2 часа, больше психика не выдерживает.

В 2:40 меня опять тормозят на посту на Капшагайском водохранилище, опять начинают докапываться до подсветки номера,  опять грозят отнять права, но выслушав мой рассказ о трудной дороге, и посмотрев на мой слегка не очень бодрый вид, отдают права и желают счастливо добраться, спасибо им. Последнии 500 километров были ледово-дорожным адом. 

Дальше до Алматы была шикарная дорога, по которой мы с ветерком домчались до города, гадая кинет нас мужик, которому я перевёл еще из Новосибирска аванс за квартиру, или нет. Не кинул и в 3:20 ровно через 36 часов после старта мы стояли у его дома. Итого 36 часов, 1700 км.

Чимбулак

Великий и ужасный Чимбулак, он же Шимбулак, горнолыжный курорт в окресностях Алматы, расположенный на склонах хребта Заилийский Алатау, недалеко от знаменитого высокогорного катка «Медео».

Первый запланированный день каталки у нас благополучно похе... проспался. Принимая во внимание предшествующую поездку с финишем в 3:20, перестать мять своими головами подушки мы  смогли только к обеду.

Проснулись. Выбежал на улицу поменять денег, купить чего-либо на наш поздний завтрак и местную симку. Выбегаю  из подъезда на улицу, а там весна, солнце, капель, птички щебечут, красота в общем, жизнь прекрасна. Вышел из двора, а там ГОРЫ, настоящие, прямо тут прямо рядом. Вчерашне-позовчерашняя поездка уже не кажется столь ужасной, просто весьма занятное приключение, о котором можно весело вспоминать вечерами, потягивая вино в дружеской компании.

Быстрый завтрак, сборы и вот мы греем машину, даëм Серëге установку «веди нас на Чимбулак». Серëга, немного подумав, заманил нас в какой-то глухой частный сектор, который правда быстро перерос в весьма такой не хилый котеджный посëлок, из которого мы выпали на  трассу до Медео.

Сам Медео на меня впечатления не произвëл, ну каток и каток, ну да горы кругом, красиво, да воздух чуть сильнее разряжен, но всë равно не впечатлил.На парковке перед Медео умилила ситуация, когда два казаха на машине с казахскими номерами спрашивали у  меня как доехать до Чимбулака, хотя по номерам ведь видно что я не местный тут гораздо больше чем они.

А вот дальше был подъëм до горнолыжки. Вот он меня впечатлил, причëм не только меня но и машину, которая, толи сдурев от высоты толи от местного бензина, упорно отказывалась лезть в горку. И только на первой передаче еле еле ползла вверх, и то двигатель не тянул и не мог раскрутиться до нормальных оборотов.

Покататься в тот день мы конечно не успели, но хотябы просто погуляли и посмотрели что к чему. С удивлением отметил «а чувствуется что на высоте нахожусь». Нижняя станция подъемника, возле которой мы гуляли, находится на высоте 2200м. Вроде не так и высоко но с непривычки чувствовалось, что не у себя на равнине, на высоте 140 метров над уровнем моря находимся.

13.

14.

15.

16.

Прогуляв час, отправились вниз. Машина теперь отказывалась тормозить двигателем, точно так же как недавно противилась ехать вверх. Приходилось постоянно осаживать еë тормозом, итог был очевиден- перегретые тормоза. Пришлось на середине спуска останавливаться остужать.

17.

Остановились, ждём когда остынут.

18.

Внизу уже опустевший Медео.Дальше

были поездка по городу, поход по магазинам, и новогодний ужин. Президентов правда ни своего ни местного слушать не стали, а вместо этого отправились гулять.

19.

Ну и конечно фейерверки, куда же без них.

Встав с утра пораньше отправились на гору кататься. Первое января, утро, на дорогах никого, красота. На парковке перед подъëмником машин примерно так же как и в остальном городе.В этот раз мы решили до горнолыжной базы ехать не на машине а прокатиться на фуникулëре, даром он чтоли входит в стоимость дневного скипаса.

20.

Илья и Алёны.

21.

Немного пиарим www.ski.ngs.ru

22.

Впереди горы

23.

В первый подъëм мы решили не ехать на самый верх, а сошли на промежуточной пересадочной станции.Первый спуск. Что про него сказать... Пустынный свеже отратраченный склон, скорости развиваются бешенные, просто кайф. Про себя отмечаю, что через несколько часиков на лбах, крутяках, склон явно вышаркают до льда, а то и до земли к вечеру, в принципе так оно и произошло. Кстати приятно удивило то, что перед особо крутыми и особо вышеркаными участками стояли знаки мол DANGER!!! Типа притормози, а то разобъёшься. Один из этих знаков правда к вечеру кто-то всё равно снёс, видимо не вняв предупреждениям.

24.

25.

Во второй спуск решил уйти с подготовленной трассы. Тут то меня и ждал большой облом. Дело в том, что за день до нашего приезда выпал хороший слой свежего снега, но сначала его раскатали, потом на следующий день, то есть вчера, он основательно подтаял при плюсовой температуре, а сегодня ночью в городе было -15, а тут наверное все -20. И вот влетаю я на приличной скорости, с отратраченой трассы на, как мне казалось, слегка примятый свежий снежок, но попадаю на ребристый как лестница, твёрдый словно железобетон, наст. Нет с лестницей сравнение не совсем корректное, на лестничном марше ступеньки расположены чётко, через строго определённое ГОСТом расстояние, а тут было хаотичное нагромождение снежно-ледовых рытвин и барьеров.Остановился, смотрю, а я в своих наивных заблуждениях не одинок, вот вслед за мной влетает ещё один бедолага. Для него столь резкий переход оказывается в отличие от меня невыносимым и дальнейшее движение по склону он продолжает в стиле «голова-жопа-ноги», кубарем короче. Приходится вернуться на трассу, благо там народа нет почти и она пока в идеальном состоянии.

26.

Садимся на подъёмник, едем опять вверх.Подъёмники хорошие, современные, удобные, на одом тросе идут подряд два кресельных сиденья на четыре персоны, правда без защищающих от ветра колпаков, как скажем в Шерегеше. Следом закрытая кабинка. Подъёмник идёт достаточно быстро. На промежуточной станции пересаживается на вторую очередь и вот мы на седловине Талагарского перевала на высоте 3200 м. Кругом настоящие красивые горы. Справа совсем рядом нависает ледник Кырлытау. Туда уходит тропа. Чистый разряженный горный воздух, даже небо разъяснилось, красота.

27.

28.

Свежеотратраченная трасса, тут сегодня ещё почти никого не было.

29.

30.

Там внизу под облаками Алматы.На самом перевальном взлёте снега нет, только камни. Зато в склоне пробита ровная дорога шириною метров 7-10. Так вот серпантин этой дороги снегом покрыт, кататься можно, если осторожно.

31.

32.

Внизу пересадочная промежуточная станция подъёмника.

33.

Вот и я решил запечатлеть себя для истории, мол я тут был тоже, а не придумал всё это.

34.

На склоне периодически встречаются разного вида таблички. Одни таблички обозначают участок трассы, чтобы можно было объяснить спасателям где ты сломал ногу. Другие вот указывают мол сюда вообще не езди, а то снег башка попадёт. При этом как можно заметить, участок по идеи должен быть огорожен. Столбики стоят, но загородительной сетки почему-то нет, так что можно, не вписавшись в поворот, легко и улететь, а потом сообщать спасателям номер таблички, около которой ты лежишь. Надо быть осторожным.

Кстати на том самом серпантине, что был непосредственно под перевалом, я именно так и ушёл с трассы, не вписавшись в поворот на скорости. Там тоже никаких ограждений не было, так же стояли только столбики.Было это так. Стоим мы с Ильёй на седловине перевала. Говорю ему: «Давай на максимальной скорости слетим вниз?». «Давай», -  говорит он. Толкаюсь палочками, набираю скорость, впереди крутой поворот почти на 180 градусов. Не тормозя ухожу к внешнему радиусу поворота, поворачиваю и влетаю на наст, лыжи выскакивают вбок из под ног, я заваливаюсь на бок, как с трамплина подлетаю на снежном брувстере, что шёл по кромке трассы, и отправляюсь в полёт. Подлетев на этом брувсетере, перелетаю через десятиметровую гряду средних камней, бьюсь об мелкие камни (спасибо защите корпуса безболезненно бьюсь), пролетаю еще метров 5 и падаю в мягкий сугроб, чуть чуть не долетев до 2х крупных камней . Как итог загнутые буквой Зю палочки и испуг, причём не мой, я тупо не успел испугаться. Единственное чувство во время полёта, которое у меня было, это любопытство, куда я приземлюсь? Испугались те, кто это видел. Пролетел я эти 15 метров над камнями, выколупываюсь из заботливо подставленного кем-то сугроба, большое ему спасибо, среди камней, а сверху одна за другой появляются головы и спрашивают: «Ты живой?». Да живой живой, помог бы кто выколупаться отсюда. Так что сеточки там не помешали бы. Кстати я был не единственным, кто там вылетал, но у остальных скорости были поменьше и они умудрялись остановиться, зацепившись на том брувстере.

35.

А к вечеру снизу от Алматы поднялся туман, точнее нет, не туман, а облака. Прикольно было кататься внутри облака с видимостью метров 10. То тут то там мелькали непонятные тени.

36.

Неплохо покатались, несмотря ни на что. Лично мне понравилось. Но на следующий день мы решили не задерживаться в Алмате, хотя была идея покататься тут еще один день. Но взвесив все «за» и «против», прикинув возможности неожиданностей, таящихся на местных дорогах, решили рвать когти в сторону в Киргизии в Каракол. Лучше иметь запас по времени, пораньше прилететь туда и откататься лишний день там, если получится.На этом первую часть рассказа я закончу и так букв много написал.

Оригинал взят с eoniddemidow.livejournal.com

Полезная информация