История многострадального укрепления начинается в конце 13 столетия: татаро-монголы «спугнули» венгров и те перебрались в местечко повыше – холм над Дунаем. Дело в том, что вернувшийся на родную землю король Бела Четвертый, придумал возвести крепость, в стенах которой можно было бы укрыться в случае иго-гостей. Так, вокруг выросшей упорядоченности камней и плит появился город со всей необходимой атрибутикой в виде церквей и королевского замка.
К 14 веку Будайская крепость еще не считалась государственным средоточием, к этому статусу она пришла в начале 15 столетия (король Сигизмунд перенес столицу в Буду, едва взошел на престол). В это время рядом с укреплением появился обалденный дворец в стиле готики, крепостные стены взялись перестраивать, воздвигли современные бастионы, а в замке с Усеченной (потому что не закончили) башней стали проводить рыцарские турниры.
В 15 столетии править стал король Матяш, а Буду признали одним из красивейших европейских полисов. Еще бы, Матяш поручил лучшим итальянским архитекторам облагородить поселение дворцами и не какими-нибудь, а чтоб в лучших традициях ренессанса! Так, на сегодняшний день, колыбелью Возрождения в Венгрии является именно Буда.
Но умер Матяш – умерла и слава Буды: дворец ветшал несмотря на усилия двора (долги знати и затраты на ремонт друг другу противоречили). Ценности продавались, штукатурка осыпалась… Настало время турецкого господства, когда и замок Бела, и Новый дворец, и резиденция Матяша обратились руинами.
Турки ворвались в Буду в 1526 году и по достоинству оценили крепость. А как иначе, ведь чтобы ее захватить им пришлось изрядно постараться. Долгая осада и османская победа принесли Буде темные времена. Развитие городов застопорилось, а бывшая столица стала всего лишь точкой на карте, перевалочным пунктом, частью отдаленных провинций Османской империи. Некогда прекрасная архитектура умирала, королевские резиденции становились казармами и складами, убранство разворовывалось, церкви перевоплощались в мечети. Длилась вакханалия 145 лет, на рубеже 16 и 17 веков обычные венгерские крестьяне-ополченцы не единожды пытались вернуться себе страну, увы, тщетно.
Наконец, ближе к концу 17 столетия, армии христиан объединились под предводительством князя Карла и курфюрста Максимилиана (лотарингцы и баварцы), раз за разом штурмовали они крепость, но безуспешно (надежная крепость, ничего не скажешь). Удача улыбнулась им 2 сентября 1686 года, когда в «заслоне» была проделана брешь, и армия прорвалась на территорию крепости, чтобы сразиться с захватчиками. В результате, паша Абурахман погиб, а турки отступили на территорию бывшего дворца, подняв белый флаг.
После этих мрачных в истории крепости, да и Венгрии в целом, событий, лучше не стало. Судите сами: чума, наводнения, землетрясения и пожары. Восстанавливать разрушенное стали только в 18 столетии - вместо руин появлялись новые барочные здания.
Современное обличье Будайскому замку придали в 19 веке, путем полной перестройки. Поскольку в ходе Второй мировой доставалось всем и каждому, не будем удивляться тому, что дворец здорово погорел, а когда город окончательно отвоевывали в 1944 году, фашисты использовали замок в качестве «последнего пристанища». В 1945-ом, когда пало сопротивление армии Гитлера, в Буде не было здания, в которое не угодил бы снаряд. Отступая, немцы от бессилия и злобы поджигали исторические памятники и шедевры архитектуры, взиравшие впоследствии на израненный город черными пустыми глазницами.
Реставраторы как могли старались восстановить утраченное, вернув априорные черты каждому зданию. На сегодняшний день крепость Буды хороша как никогда – на фоне разногласий высоты столичных домиков выросли дворцовый купол и элегантный фасад здания, Рыбацкий бастион и арочная «тропа» к нему, церковные шпили готических храмов, площадь Троицы, Чумной столб, церковь Матяша, старинный монастырь кармелитов, резиденция президента Венгрии, оккупировавшая целый квартал старого города, здесь открыты национальная галерея, Исторический музей Будапешта, библиотека им. Сечении. Вся эта старина опутана лабиринтом узких улочек, по которым приятно пройтись, вслушиваясь в эхо шагов, отскакивающее от мостовой.
Монументальность и легкость, тишина и оживленность, пространство и его нехватка сформировали особую атмосферу, в которую погружаешься, едва оказываешь на вершине Замковой горы. И кстати, виды отсюда – загляденье!