Янтарная комната (Пушкин): фото и отзывы


Показать карту Скрыть карту
Добавить отзыв

Янтарная комната (Янтарный кабинет): фото и описание 

Эта часть Екатерининского дворца – тайна покрытая мраком. Предназначенная прусской правительнице досталась она императрице российской. Янтарная комната, похищенная фашистами, в конце концов, оказалась потеряна для всего мира. А в начале 21 столетия «вернулась» (не как блудный сын, а скорее, как овечка Долли).

Появилась «драгоценность» с подачи королевы Пруссии – Софии-Шарлотты, жены Фридриха Первого. Ей хотелось «отъянтарить» собственный дворец в Литценбурге. Создавали украшение в течение 8 лет (начало 18 века, как раз самый расцвет янтарного зодчества в Пруссии).

На протяжении долгого времени даже имена архитекторов оставались секретом. Но скрупулёзное изучение документов, связанных со строительством, позволило выяснить, кто же приложил к шедевру руку. Им оказался Иоганн Фридрих Эозандер, которому на первых порах помогал датчанин Готфрид Вольфрам, а того впоследствии сменили Шахт и Турау.

Чаяния монаршей особы не свершились, уже в 1705 году она простудилась и стремительно «сгорела». Фридрих Первый решил ничего во дворце не менять, а янтарную «поделку» увезти к себе в Ораниенбург. И тут смерть явилась за самим Фридрихом. А между тем, Янтарная комната еще не была завершена.

При следующем прусском короле янтарные панели перевезли в покои замка в Берлине. Но монарха бирюльки интересовали мало, ему воевать хотелось, а потому он взял да презентовал эту красоту Петру Первому, закрепив тем самым союз между Россией и Пруссией. Дело было в 1716 году. Как подарком распорядился Петр Великий никто не знает, но доподлинно известно, что в 1743 году по распоряжению его дочери Елизаветы янтарные панели поместили в Зимний дворец. Время, транспортировка и прочие манипуляции сказались на дорогом в прямом смысле даре пруссов негативно. За сим позвали мастера по фамилии – Мартелли, а по происхождению – итальянца; чтобы тот исправил «неполадки».

Летом 1755 года Янтарный кабинет находит дом в стенах Большого Царскосельского дворца. Помещение, в котором разместили панели было больше, нежели предполагалось. Растрелли пришло в голову заполнить «прорехи» зеркальными панелями и деревянной резьбой, а кое-что разрисовал «под янтарь» Бельский.

Холсты обновили по велению Екатерины Великой. Постарались над заменой Роггенбук, Фриде и Вельпендорфом, земляки императрицы, трудившиеся в тандеме с русскими подмастерьями. Они изготовили массу дополнительных фрагментов янтарного панно, затратив примерно 450 килограммов янтаря и четыре года своей жизни. В 1770 году комната обрела свои «современные» черты и просуществовала в данной версии немало лет.

Янтарное панно – это ступенчатая конструкция (включает 3 яруса). Центральный дополняла мозаика из драгоценных камней, иллюстрирующая пять чувств. В комнате за стеклом хранились всевозможные янтарные поделки европейских умельцев рубежа 17 и 18 веков.

Поскольку янтарь – штука капризная, реагирующая на сквозняки и перепады температур, контроль и уход за комнатой требовался наитщательнейший. Реставрацию проводили каждые тридцать лет, по плану одна из таковых пришлась на 1941 год, вернее, должна была прийтись, но грянула Великая Отечественная война.

Разумнее всего было бы кабинет перевезти и спрятать, но столь хрупкую работу решено было не тревожить. И зря! Фашисты не были столь же щепетильны и вывезли все до последней «щепки». Следы янтарной реликвии теряются, последний раз ее видела в 1944 году в стенах Кенигсбергского музея.

Работы по янтарной отделке комнаты начались вновь в 1983 году, руководил ими Кедринский. Кое-что удалось «отобрать» у немцев. Таким образом в родные пенаты вернулась флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», а еще комод ручной работы. А остальное воссоздавали с нуля. Практически клонировали «драгоценную» комнату на основе пары находок! На все про все затратили 24 года, приурочив презентацию результата на 300-летию Петербурга.

Контактная информация