Средняя высота над уровнем моря составляет около 2,5 километров. На плато возвышаются горные цепи, достигающие 600 метров в высоту, южная его часть опоясана хребтом Табын-Богдо-Ола. Самой рослой горой является часть системы Найрамдал (4374 метров), наименование которой означает «дружба».
Плато Укок овеяно флером святости, на его территории не принято громко говорить и тем более кричать, дабы не оскорбить духов. Аборигены считают Уок «концом всего», поверья повествуют о том, что укокские пастбища предваряют небеса. Древние предавали этой земле усопших товарищей, моля богов о милости и принося им жертвы. Здесь же ожидали небесных посланников, призывая их гигантскими начертаниями неба.
Укок характеризует нестабильно-капризная погода: солнце скрывается за тучами в мгновение ока, начинается дождь и налетает суровый ветер, даже посреди лета может пойти снег. Дикая красота укокских земель завораживает туристов, совсем недавно не имевших доступ к плато.
Укок относится к тем редким территориям юга Алтая, сохранившимся в более-менее априорном состоянии, чьи ландшафты структурированы ледниковым периодом. Здесь берут истоки Бухтарма и Ак-Алаха, утремленные к Иртышу и Катуни. Укок хорош для охоты и рыбалки. На плато встречаются лисы, сурки, медведи, волки, маралы, косули, а также редкие снежные барсы, сибирские козероги и черные грифы.
Привлекает взоры гигант Табын-Богдо, представляющий собой оледеневшую композицию по мощности превосходящую небезызвестную Белуху. Здесь же можно увидеть и другие крупные ледники Алтая. Массив характеризуют 5 главных куполообразных и плоских пиков, ведущим из которых считается гора Найрамдал (Кийтын - 4374 метров) – это вторая по высоте алтайская возвышенность. Легенды гласят, название массиву дал проезжавший мимо Чингисхан, узревший за Найрамдалом сияние рая, сродни нимбу. Повелел он тогда именовать гряду «Пятью святыми вершинами» или «Табын-Богдо-Ола». Лучи, явившиеся Чингисхану в те времена, подсвечивают горы и в наши дни.
Укок богат открытиями разнообразных по типологии и культурному аспекту памятников археологии, в числе которых культовые, погребальные, поселенческие комплексы, наскальные росписи, геометрические каменные выкладки, оленные камни и изваяния времен древних тюрков. Интереснейшими среди находок считаются курганы Пазырыкской культуры, покрытые мерзлотой. Они содержат удивительные предметы декоративного и пластического видов прикладного искусства, выполненные из войлока, дерева, кожи и ткани. Их возраст достигает 2,5 тысяч лет.
Наиболее древними из памятников Укока являются калгутинские рисунки, иллюстрирующие лошадей и быков у Калгутинского рудника. Образ быка достаточно символичен – лунный серп напоминал древним бычьи рога, а сама Луна использовалась в качестве природного помощника временного счета. Бык символизировал небесный астрал. Конь – транспортное средство бога Солнца, доставляющее усопших в потусторонний мир.
Находки эпохи бронзы повествуют о временах Афанасьевской культуры, когда умерших раскрашивали охрой красного цвета – атрибутикой загробной жизни. Афанасьевцы оперировали большим количеством культовых предметов. В одной из мужских могил был найден жезл из песчаного материала, инкрустированный пиритом, кристаллы которого сложны замысловатым образом. Исследователи считают, что находка символизирует Мировое Древо, ведущее душу усопшего к небесным пастбищам, земным воплощением которых являлись укокские луга. В одном из женских захоронений обнаружили кольцо, чей рисунок повторяет форму обкладки курганов и означает единение трех миров: подземного, людского и надземного миров.
Еще один яркий момент – скифские находки, обнаруженные в ледяных захоронениях, сохранивших погребальную атрибутику в первозданном виде, вплоть до еды подле покойных. Здесь была найдена женская мумия, названная принцессой Укока, левое плечо которой украшал сакральный символ грифона: в геоглифах, конских упряжках, татуировках… Легенды говорят о том, что скифское золотой могла находиться на территории Горного Алтая, а охраняли его грозные существа с телами птиц и головами женщин – грифоны. Алтайцы считают принцессу Укока своей праматерью Кыдым и говорят, что знали о ее местоположении на протяжении веков, но не хотели тревожить сон прародительницы. Ученые из Новосибирска исследовав мумию, резюмировали, что тело не относится ни к одной из известных монголоидных типов рас, населяющих планету, а напоминает европейскую. Рядом с мумией находилась шестерка конец каурой масти, а одеяние женщины было сшито из тонкого шелка, обшитого плотной красной каймой. Археологи считают пояс знаком воинской атрибутикой. Палочка из лиственницы, обнаруженная в руках покойной – ритуальный знак, считавшийся даже в добуддийскую эпоху орудием «сотворения мира», такие палочки вкладывались в ладони обожествленных особ. Головной убор – высокий о оснащенный золотыми накосниками витиеватых форм отражали магическую женскую силу, таившую секреты бессмертия.
Непосредственно курганы и сами являются памятниками истории. Исследователи интерпретируют их как архитектурные композиции.
Памятники Укока включаюттакже поминальные комплексы древних тюрков, и это далеко не все…
Суммарное количество памятников археологии пазырыкского периода в пределах укокских земель составляет 3 сотни. С 1994 года плоскогорье обладает статусом зоны покоя, с 1998-ого является частью Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Для туристов интересующихся наиболее интересными и заповедными участками плато Укок разработаны конные и треккинг-маршруты.