В свое время каталонский предприниматель Пере Мила женился на умопомрачительного богатой вдове по имени Роза Сегимон. Объединившая капиталы пара решила, что для полного счастья им не хватает собственного дома в Барселоне. Местом строительства выбрали пересечение Пассейч ле Грасия и Каррер де Провенса, где в период с 1906 по 1910 год воплощалась задумка лучшего архитектора того (а возможного и последующего) времени – Антонио Гауди.
Насколько впечатляюще бы ни выглядел Каса Мила сейчас, априорная идея Гауди была еще масштабнее и смелее – увы, на полеты авторской фантазии заказчики деньги выделить отказались.
Каса Мила, словно огромный утес, чью массивность и угрюмость смывают плавные волнообразные линии вкупе с изящностью кованого декора. Вообще, архитектурная композиция соткана двумя зданиями, объединенными фасадом, крышей и подвальным помещением; попасть в каждую из частей можно через отдельный вход.
Дом Мила уникально-необычен не только внешне, но и содержательно. Это причудливое здание лишено опорных и несущих стен! Перекрытия страхуют только колонны. А все междуквартирные «стены» мобильны! Более того, футуристичной является особая вентиляционная система, благодаря которой отпадает нужда в кондиционировании здания извне.
Внутри здания – два двора или патио, пропускающие в квартиры еще больше света и кислорода. Стоит отметить, что изнутри стены дома выполнены в фасадном стиле. То есть, Мила, словно двусторонняя куртка – как ни выворачивай, «товарный» вид налицо.
Любопытно, но современники не оценили задумку Гауди: обозвали «Каменоломней». Причиной такого прозвища стал и метод строительства – необработанные каменные плиты доводились до ума каменотесами уже после установки, а не до. Были и восторженные отзывы – Мила сопоставляли с мелодиями Вагнера!
А после, вопреки недоброжелателям, именно Дом Мила стал первым объектом в 20-ом столетии, признанным ЮНЕСКО частью Всемирного наследия. Нынешние туристы во всем согласны с этой организацией, Мила – одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны.
Мила является собственностью барселонской сберкассы, чьи сотрудники любезно знакомят желающих с вестибюлем дома, который нередко сравнивают с гротом, он расписан сюжетами древней римской поэмы Овидия «Метаморфозы», а также Кальдерона «Жизнь – мечта». Приглашают посетителей на крышу, с которой открывается потрясающий вид на всю эту садово-лестничную композицию вкупе с каменными монстрами-трубами. Увидеть также можно мансардное помещение и одну из квартир на седьмом этаже.
Другие этажи заняты офисами, в некоторых квартирах как раньше живут люди (счастливчики!). Также в здании организован музей, посвященный работам Гауди; ресторан «Педрера» и сувенирная лавка.