Известно, что римский правитель Адриан, чье царствование пришлось на 117-138 годы нашей эры, являлся огромным почитателем культуры древних греков. В его странствиях участвовали художники, все для того, чтобы описывать, зарисовывать и осуществлять замеры архитектурных творений, встречавшихся в пути.
И хотя солнце греческого величия в это время уже садилось за горизонт, ведь некогда мощная Греция стала лишь провинциальной частью цветущего Рима, это не влияло на культурно-творческий потенциал греков. Отсюда как и прежде выходили в мир талантливейшие зодчие, художники, скульпторы и писатели.
Как раз при Адриане начались масштабные строительные манипуляции: вырастали арки и огромные храмы, вместительные театры и целые жилые кварталы с водопроводами. Именно тогда появился величественный храм Зевса Олимпийского размером 82 на 42 метров – один из крупнейших в античном мире.
По сути, возведение Олимпейона задумал еще тиран Афин – Писистрат (от его деяний люди страдали в период с 650 по 527 годы до нашей эры). На его веку был заложен фундамент будущего храма, но в связи со смертью Писистрата и последующими политическими волнениями, стройка законсервировалась. Так и не пригодившиеся материалы пустили на создание городской крепостной стены.
Затем, в 170-х опять же до нашей эры царь Сирии Антиох Четвертый Епифан принялся было продолжить воплощение храма, но грянула война, и стало не до Зевса. А римский полководец Сулла, которому покорились Афины в 87-ом году до нашей эры взял и снес даже то, что уже было построено, да увез несколько колонн храма в Рим. Так что, античный «долгострой» был закончен лишь при Адриане.
Олимпейон покоится террасе, состоящей из 3-х ярусов (размеры ее равны 107,7 на 41,1 метров). Сооружение вытянуто в виде прямоугольника, некогда его окольцовывали два тесных ряда колонн, а торцы здания обрамлялись колоннами портиков – этакое мраморное полчище, поражавшее своей грандиозностью неискушенных современными небоскребами и стадионами «Фиш» древних людей. И вот, сегодня из 104 колонн мы можем видеть лишь 15 (каждая 17,25 метров в высоту и 1,7 метров в диаметре), накрытых гигантскими трёхметровыми (диаметр) капителями.
Каким было храмовое убранство остается лишь догадываться. Известно, что в нем находилась огромная статуя Зевса, покрытая золотом и слоновой костью, и была она точной копией изваяния этого бога, созданного Фидием. Подле нее расположена была статуя самого Адриана, выполненная в аналогичной технике.
Вблизи Храма Зевса еще в 130-м году нашей эры установили арку имени Адриана, она являлась вратами в новые кварталы (те самые, о которых позаботился император). Причем соль в его местоположении имеется. Локация такова, что если взглянуть от Олимпейона в направлении Акрополя, то взору предстает древнегреческий храм Парферон, видимый сквозь арку! То есть это проем, словно заключал в себе сооружение. Но это не главное, ведь если смотреть со стороны Акрополя, то заключенным в проеме оказывался Храм Зевса. Не арка – а двустороннее зеркало!
Верхушку арки (со стороны древне-афинских районов) украсили надписями: «это город Тесея» с одной стороны и «это город Адриана» с другой. В общем, Адриан не только греков любил, но и сравнивал себя с героями греческих мифов.