Баптистерии – дань раннему христианству. Почему бассейны в них такие вместительные? Чтобы крестить желающих «оптом», будущие христиане проходили процедуру, будучи взрослыми. Это потом церкви стали обходиться купелями, когда «клиентурой» стали преимущественно младенцы.
Данный Баптистерий появился межу 12 и 14 веками, поскольку строился долго, успел впитать как готические элементы, так и романские. Изначально зданием занимался Диотисальви, а до ума его довели отец и сын Пизано.
Баптистерий Пизы состоит из трех уровней. Нижний несколько аскетичен, его декор – арки да простые колонны. Средний нарядный – арки, кружево (каменное, правда), лики. Третий украсили треугольники с зубцами, а увенчал красноватый купол и выступ с изваянием св. Иоанна.
Изюминкой этого Баптистерия стали купель и кафедра (шестиугольная), датируемая 13 столетием. Она сделана из мрамора цвета снега, травы и земли; ее «удерживают» семь колонн (одна по центру и шесть по углам). Несмотря на свою монолитность, кафедра кажется воздушной, парящей. Ее считают первым «зафиксированной календарно» трудом Пизано (который Никколо). Кстати, несколько колонн, поддерживающих ее, словно опираются на львов – олицетворяющих «съеденное» язычество. Основанием колонны по центру стали еретик, грешник и некрещенный (уродливые, конечно же). Колонны связаны арками, декорированными ликами и фигурами святых. Продолжениями колонн стали аллегорические добродетели (шесть штук), а украшением – библейские сюжеты, герои которых настолько реалистичны и объемны, что кажется, вот-вот оживут.
Также Пизанский Баптистерий известен фресками руки Гоццоли и других неизвестных умельцев. Одна из них – «Триумф смерти» (о чуме 14 века) вдохновила Листа на его мелодию «Пляска смерти».
Кстати, Баптистерий Пизы – крупнейший среди баптистериев Италии. И да, он тоже немного «падает», как и все сооружения по соседству.