Пролив Босфор – это водная артерия Стамбула, путь из Черного моря в Мраморное и далее в Средиземное море. Сине-зеленые воды Босфора придают городу особое очарование, особенно ночью, когда миллионы огней отражаются в зеркальной глади. По берегам пролива разбросаны шикарные дворцы, красивые виллы и летние резиденции и тут же они контрастно соседствуют с рыбацкими поселками.
«Коровий брод» – таково значение слова «босфор» в переводе с древнегреческого. Согласно легенде, Зевс, чтобы уберечь свою возлюбленную Ио от преследований своей разгневанной жены Геры, превратил ее в белую корову. Несчастная Ио, спасаясь от укусов овода, посланного Герой, нырнула в воды пролива.
Соединить берега Босфорского пролива стремились еще в древности. Первый плавучий понтонный мост был построен 2,5 тыс. лет назад в самом узком месте Босфора по приказу персидского царя Дария, во время его похода на скифов.
Сегодня Стамбул славится двумя мостами – Ататюркским мостом и мостом Султана Махмеда Фатиха (завоевателя Стамбула).
Возведение и открытие Первого южного моста было приурочено к 50-летнему юбилею основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком. Висячий мост имеет протяженность 1560 метров, ширину – 33 метра. Длина опор, поддерживающих мост, достигает 165 метров в высоту. На строительство первого моста через Босфор, построенного немецкой и английской фирмами, было потрачено 200 миллионов долларов США. Открытие моста состоялось 20 февраля 1970 года.
Ататюркский мост позволил местным жителям и гостям города с помощью транспорта быстро достигать противоположного берега. За сутки по нему проходит более 200 000 единиц различного транспорта. Проезд по мосту платный. Полюбоваться масштабным сооружением во время пешей прогулки по мосту, увы, не удастся – для пешеходов проход закрыт, так как часто использовали его для совершения самоубийств. Первый Босфорский мост очаровывает исключительно всех, и местных жителей и туристов, особенно в ночное время, когда всю его длину украшают зажженные тысячи огней.
Окончание строительства Второго моста через пролив, или моста Султана Мехмеда Фатиха, пришлось на 29 мая 1988 года. На этот раз над возведением моста работали японские строители. По высоте пилонов второй мост идентичен первому (165 м), длина – 1510 м, ширина – 39 м. Этот мост также с платным проездом и закрыт для пешеходов.