Королевский дворец (1648-1665 годы) – центральная фигура Амстердама, символизирующая век процветания, «Золотое время». Расположен на площади Дам. В прошлом служил резиденцией брату Наполеона, правившему Нидерландами в начале 17 века. В наше время в стенах замка проводятся официальные мероприятия и приемы, а сам дворец государство передало в руки королевы. В дни, свободные от монарших событий, здание открыто для посещений. Трехэтажное воплощение нидерландского классицизма увенчано куполом с флюгером-кораблем. Интерьер отделан мрамором, а пол центрального зала украшен узором земных полушарий. Дворцовые стены увешаны произведениями искусства – полотнами Рембрандта, Флинка, Йорданса, Боля, для которых Нидерланды – родина.
Приобщиться к культуре и искусству можно в стенах Райксмузеума, само название которого намекает на суть достопримечательности – это музей, состоящий из 260 помещений, полных произведений живописи, антиквариата, фарфоровых и керамических изделий. Внешне неоготическое здание красного цвета напоминает дворец. Экспозиция Райксмузеума некогда, будучи юной и гораздо более компактной, занимала лишь первый этаж королевского дворца, но со временем была выдворена за его пределы, по причине увеличивающихся масштабов и смене власти. Промежуточным «домом» стал особняк Триппенхаус, впоследствии оказавшийся тесноватым для культурных богатств королевства. Тогда 2 десятка архитекторов взялись за проектирование собственной «жилплощади» будущего музея, открытие которого случилось летом 1885 года. Венцом коллекции считается полотно Рембрандта «Ночной дозор». С этого хранилища искусств и началось становление целого Музейного квартала, в пределах которого выросли строгие особняки, что несколько не вписывается в классический «кукольно-пряничный» Амстердам.
Офисное великолепие – Вивальди Тауэр – башенное сооружение, высотой в 24 этажа, воплощенное алюминием и черным матовым стеклом, соседствует с одноимённым парком. Башня интересна с экологической точки зрения, поскольку построена с учетом возможностей энергосбережения, водосбора и самоохлаждения. Внутри расположено несколько кафе и ресторанов, рекреационных зон и даже пруд с лилиями.
Заудеркерк сродни Стране чудес, в которую Алиса попала сквозь маленькую дверцу, ведь сюда ведет неприметная арка, миновав которую, турист оказывается в плену тихой сказки, где воюют нарядность архитектуры начала 17 века и современная железобетонная неприметность жилых домов. Непривычным будет отсутствие толпящихся и спешащих людей, а периодически в тишину будет врываться колокольный перезвон и шум ниспадающей воды. Водопад, конечно же, создан рукой человека и призван скрыть неэстетичные вытяжные шахты. Здесь же находится одноименная площади церковь (1603-1611 годов), протестантская, стоит заметить. Рядом расположен дом Рембрандта. А если подняться на колокольню храма, возвысившись на 70 метров, можно увидеть внешний шумный и яркий Амстердам.
Пространство Вокзальной площади нон-стоп заполнено людьми, голосами, запахами – невероятная суета, обескураживающая и сбивающая с толку. Беспомощно оглядевшись в поисках спокойствия и объекта, зацепившись за который взором, можно прекратить головокружение, турист увидит Церковь святого Николая - Центр столичного католицизма. И действительно, монументальность здания отбросит на второй план все лишнее и суетное.
Храм выгодно оттеняют миниатюрные домики, на фоне которых он выглядит Гулливером в стране лилипутов. Путь к церкви сродни испытанию – велосипедисты, трамваи, автомобили – дорогу стоит переходить осторожно, чтобы добраться до образца барокко и эпохи возрождения в целости и сохранности. Католические церкви в Амстердаме довольно неприметны и даже убоги, основная часть жителей исповедует протестантство, а потому уделяется немало внимания роскоши протестантских культовых сооружений. Но Церковь святого Николая счастливое исключение. Ее барочный интерьер поражает воображение обилием витражей, мозаики, позолоты, резьбы и чудесным органом.
Алмазные фабрики – пережиток прошлого, шагнувший в настоящее. Когда-то Голландия являлась лидером по огранке, полировке и продаже драгоценных камней. Бизнесом заправляли евреи. Сегодня Амстердам по-прежнему сохраняет статус одного из алмазных центров Европы. Краснокирпичное здание одной из фабрик расположено в черте Музейного квартала. В его стенах находятся рабочие машины, а специальные стекла скрывают от любопытных глаз происходящее внутри. Попасть туда можно на краткие полчаса, в течение которых гости становятся свидетелями превращения гадкого утенка в лебедя, вернее серого камня, напоминающего осколок булыжника, в сверкающего «лучшего друга девушки». Гид поведает о баснословных ценах, варьирующихся согласно степени приложенных усилий в процессе превращения, чистоты, количества каратов, дефектов и других факторов. Желающие и способные приобрести один из драгоценных шедевров смогут осуществить сие, «не отходя от кассы» и без участия посредников.
Здание, напоминающее диско-шар является Новой церковью. Сама электрика будто вплелась в фасад, посвященный святой Катерине. На строительство храма ушло 70 лет, к ним также стоит прибавить минувшие 5 веков. «Новой» церковь зовут не из-за возраста, а по причине наличия Старой, построенной несколько раньше. Храм пережил три пожара, сохранив в первозданном готическом стиле лишь северный и западный фасады. Здание обросло чертами ренессанса и барокко. В стенах церкви коронуются монархи, и ныне правящая королева Беатрикс также проходила церемонию венчания на трон в 1980 году в стенах храма. Голландская практичность закрывает властям глаза на святость сооружения, что позволять проводить здесь выставки, концерты и даже ярмарки.
Старая церковь появилась в 1306 году, изначально представ в деревянном обличье. Упомянутые ранее пожары, «откусившие» от Новой церкви немало историчности, ни единым языком пламени не коснулись церкви Старой, что удивительно. А значит, сегодняшний храм – это храм вчерашний, тот самый, каким видели его в 12 веке. Но речь шла о фасаде и экстерьере, интерьеру повезло меньше – католическая роскошь была разграблена и уничтожена периодом Реформации, пощадили лишь витражи, датируемые 16 веком, с изображениями Девы Марии. Воскресным утром здесь по-прежнему проходят службы, в остальные дни помещение функционирует в далеком от религии формате: все те же выставки, концерты и иже с ними. Неудивительно, ведь церковь расположена в центре квартала Красных фонарей. В этом сомнительном соседстве древнейшей городской церкви и памятника женщине аналогичной по древности профессии проявляются во всей красе контрасты Амстердама.
Бывает, площадями зовут крохотные мостовые или асфальтированные клочки каменных джунглей, к площади Дам сие не относится - она воистину огромна. Сюда приятно вырваться из тесноты амстердамских улочек и каналов. Когда-то здесь торговали рыбой, затем строили и сносили разноформатные по стилю и предназначению здания. Сегодня площадь заслуженно отдыхает, окруженная разнообразными зданиями. Здесь располагаются Новая Церковь, Королевский дворец, универмаг, музей мадам Тюссо и масса магазинов. Это место проведения грандиозных концертных, политических и прочих мероприятий. В центре площади стоит памятник в честь павших на Второй мировой войне.
Сначала кажется, что дома-баржи – сюр. Кому захочется обитать в стенах лодки, пусть даже с крышей над головой? Но если вспомнить о том, что весь Амстердам стоит на воде, смятение сменяется любопытством. В городе свыше 2 тысяч подобных «апартаментов», стоимость их не только конкурирует с ценами на обычные квартиры и дома, но и превышает их. Представившим регату голландских плавучих домов, стоит забыть увиденную картину, поскольку перемещаться на своем «доме» невозможно. Некоторые баржи абсолютно неприметны снаружи, интерьер же их скорее роскошен, нежели элементарно комфортабелен.