Маршрут разрабатывали сами – по картам, схемам, рассказам очевидцев. Перед выездом из города практически прыгали на багажнике, пытаясь его закрыть...
Путешествовали с 18 по 25 июня, на двух «конях» Toyota Vista 92 г. и Toyota Mark II 94 г. 4wd. – четыре пары (Алексей + Марина, Макс + Ира, Юра + Вика, Гриша + Марина).
Маршрут разрабатывали сами – по картам, схемам, рассказам очевидцев. Перед выездом из города практически прыгали на багажнике, пытаясь его закрыть (сами понимаете - палатки там, и прочие необходимые вещи). Перед этим путешествием купили рации, чтобы не терять зря время на остановки для согласования маршрута.
Первый день.
Выезд из Новосибирска прошёл по расписанию и ознаменовался проливным дожём (ну что же, дождь в дорогу – хорошая примета). Все, кроме одной из Марин, были на Алтае, многие не раз. За все предыдущие годы сформировалась традиция – останавливаться покушать в Тальменке, кормят там недорого и вкусно. Покушав и размявшись, двинулись дальше. После Бийска мы увидели знак «Сростки» и у нас появилась мысль посетить памятник Шукшину. Дорогу в принципе никто не знал, спросили местных, и они рассказали про объездную дорогу вдоль реки. Поехали… Дорога страшноватая – подъёмы, спуски, сбоку обрыв и река. Тем не менее, мы подъехали к памятнику, а не подошли, как это делают многие (ленивые мы…). Теперь мы знаем, где проходят Шукшинские чтения, действительно красивое место.
Подъезжая к Горному Алтаю, искали глазами гору Бабырган (у алтайцев существует примета: если гора в облаках – будет дождь, если полностью видна – то три дня будет ясно), гору было видно прекрасно, и это обнадёживало.
Палатки разбили за Усть-Семой, на территории новой базы, ну и наверное, как у многих туристов, в первый вечер шашлыки и всякие нехорошие излишества.
Второй день.
Второй день начался с неприятного сюрприза: пробитое колесо у Vist’ы. Было принято решение: те из нас, кто был везде в районе Ая – Чемал, едут купаться на платное озеро возле Аржан-Суу, остальные едут на экскурсии, а один из водителей ищет шиномонтаж. Платное озеро – водоём, вокруг которого пляж, обнесённый забором (вода тёплая, вокруг чисто, катамараны, аттракционы и т.д.). Выгрузив народ у платного моста, поехал чинить колесо. Солнце светит, погода – чудо, музыка поёт… И тут мою руку, высунутую в окно, атакует бабочка-«камикадзе» - конфуз, блин…
К обеду народ накупался, налазился в пещерах, покушал, и на целых колёсах мы отправились за перевалы.
После моста за Усть-Семой, машин становиться заметно меньше, места живописнее. Впечатления от перевалов трудно описать словами. Сколько фотографировали, снимали, не передает техника всего великолепия этого места, это нужно видеть своими глазами, а самое главное, чувствовать. Сразу за перевалом Чике-Таман разбиваем лагерь. Место стоянки просто замечательное – возле лиственницы стоит стол, в трёх метрах бежит речка. Красота! Не успели мы выйти из машин, как наши девушки тут же нашли неизвестно откуда (ближайшая деревня в 10 км) взявшуюся кошку, ручную и ласковую. В этот вечер все дружно заметили, что ничего вкуснее супа из сайры не ели, и саранча по сравнению с нами, так, просто кузнечик.
Третий день.
Утром на «военном совете» приняли решение: едем до Акташа, обедаем, далее в сторону Улагана, ночёвка по обстоятельствам. Торжественно высадили кошку около деревни, там больше шансов выжить, чем в лесу, а то к зиме туристы-то закончатся. Дорога до Акташа по-прежнему очень красивая: реки, горы, всё зелёное. Следующая достопримечательность по маршруту - стены песка. Т.е. с одной стороны дороги обрыв и река, с другой стороны - отвесные стены песка. Непонятно, как эта стена держится, как пережила сильнейшее землетрясение, и когда рухнет… В общем, пофоткались и тикать оттуда.
Когда мы первый раз собирались ехать до Курая, нам показали на карте водопадик, тогда мы его нашли. Решили побывать на нём и в этот раз. С дороги он выглядит маленьким ручейком, но если не полениться и подойти к нему поближе, то получатся неплохие фото.
После обеда в Акташе, свернули в сторону Улагана, вообще, эта дорога идёт до юга Телецкого озера, но мы бы не осилили перевал – машины не те. Наша цель: Красные ворота и Мёртвое озеро. Красные ворота нашли сразу – красиво, монументально. А вот Мёртвое озеро не произвело должного впечатления: озеро, как озеро.
Продолжив движение вдоль озёр (их там несколько), увидели слева снежные вершины, а на горах перед ними - как будто бы дороги. Вот тут-то моя ненаглядная сделала ошибку, сказав фразу: «А может, проедем?». Клич, брошенный по рации, был воспринят на УРА! Свернув с трассы, упёрлись в речку, вроде мелкую. Выбрали водомера… Перейдя босиком ледяную реку, он подтвердил – проедем! Переплыли, а дальше дорога всё круче и хуже, и камушки больше. В процессе поняли – дорога не туда, но куда? В один прекрасный момент Vista отказалась ехать дальше, в мокрую каменистую гору, и пассажиры пошли пешком. А Mark пополз дальше (правда, тоже без пассажиров), зря он не отказался – был бы целее (пробили глушитель и слегка повредили заднюю подвеску). Наверху открылся чудный вид: огромная поляна, покрытая мягким мхом, а за ней огромное озеро Кок-Кель. У спуска к озеру стоит знак – озеро принадлежит ДРСУ, рыбачить, охотиться и разбивать лагерь запрещено. Ну, полюбовались и поползли обратно.
Палатки разбили за Акташем, возле заброшенной ГЭС. Сидели возле костра, а напротив вид, как на шоколадке «Аlpen Gold» - над деревьями верхушки белков, т.к. туч не было, их было видно очень хорошо.
Четвёртый день.
Проснулись, потянулись, умылись, собрались, послушали рёв какого-то зверя с другой стороны реки (девушки утверждают - медведь, мы – кабан) и поехали в сторону ледников.
Через Курай доехали до Кызыл-Таш, нашли гостиницу (простой деревенский дом), мест не было – гостили туристы из Новой Зеландии, зато были места под палатки, а самое главное – ба-а-а-аня. В этот день на ледник не попали, поздно приехали, и мы решили прокатиться, посмотреть, что, где и как. Катались-катались, переехали три брода, забрались на гору, короче говоря, доехали мы на своих машинах до кордона «Перевалка», дальше можно проехать только на вездеходах. Решили не платить за доставку, завтра с утра сюда вернуться и восемь километров пешим ходом (до чего жадные до денег!!).
Вернувшись в гостиницу и пообщавшись с её хозяином (он и все, кто там работает – очень доброжелательные люди), выяснили, что вечером для иностранцев будет организован концерт. Нас тоже пригласили посмотреть – было горловое пение и игра на национальных музыкальных инструментах, как-то необычно, первобытно, завораживает - мы такого не видели и не слышали. Спать легли пораньше, надо было набраться сил перед походом.
Пятый день.
Утро началось с крика «Вставайте, уже 9 утра!!!» Блин, а нам ещё ехать до «перевалки» час, идти 8 км до Альплагеря, потом до ледника, а потом обратно, и всё это за один день!
Быстрые сборы, споры о том, что брать, завтрак, и в путь. Уже возле «перевалки» взглянули на часы…8 ч.50 м. … Наш друг специально нас обманул, чтобы мы быстрее собрались. По пути в одном из бродов наш водомер нашёл новосибирский гос. номер 002, взяли с собой, а подъехав к стоянке, увидели там VOLVO, от которой он и отвалился. Оставив машины и номер охраннику на стоянке, отправились в пеший поход.
Мы, обычные городские люди, которые даже до ларька ездят на машине, слабо представляли, как это – 8 км в гору (хорошо ещё, без рюкзаков). Но ничего, через два часа (четыре раза отдохнув, отбившись от слепней, и трижды пожалев о своей жадности), мы дошли до Альплагеря. Передохнув и спросив дорогу до ледника Малый Актру, двинулись дальше. Позже выяснилось, что направили нас, мягко говоря, не совсем правильно, поэтому мы вдоволь налазились по сыпухам вверх-вниз, но всё-таки дошли до ледника!!!
Это было основной целью нашего путешествия, девушки мечтали сфотографироваться летом, в купальниках, на снегу! Попробовав самой чистой на свете воды (на леднике берёт своё начало чистая, прозрачная речка, которая внизу становится мутным, грязным потоком), и запив её самым чистым на свете коньяком, мы «поползли» в обратный путь.
Последний километр до стоянки был бесконечным…
К восьми вечера мы, усталые и счастливые, вернулись в гостиницу, где нас ждали баня и ужин.
Шестой день.
Отоспавшись, собравшись и поблагодарив хозяев, мы поехали в сторону Чемала. Сегодня нам предстояло преодолеть около пятисот километров и встать на стоянку за Усть-Семой. Добрались без приключений, вечером, заранее, договорились о сплаве на завтра.
Седьмой день.
Утром решили, что до сплава успеем покататься на лошадях. Доехали до турбазы Катунь, сели на лошадок, поехали. Уже в конце пути лошадь отказалась везти нашего второго водителя и благополучно сбросила его. В итоге - сильный ушиб руки и заявление: «На сплаве я буду на розливе». Ну что поделаешь, поехали на сплав.
Погода стояла – чудо! Бабырган не обманул – всю неделю стояла жара. Девушки намазали всех кремом для защиты от солнца – чтобы не сгореть. Примерно через двадцать минут после того как мы отчалили, начался дождь, плавно переходящий в ливень. После слов инструктора: «Хорошо, что без ветра!», поднялся ветер… В течение часа вода была и сверху, и снизу, и везде! Причалили возле Камышлинского водопада и под деревом развели костёр, стало чуть теплее. Через пятнадцать минут снова выглянуло солнышко и грести стало намного веселее. А после того, как мы выловили мяч и двухлитровую бутылку пива, радость наша была безгранична.
После сплава мы все вместе сидели в бане и грелись… А потом сидели возле костра и снова грелись, остатками огненной воды…
На следующий день Алтай провожал нас домой проливным дождём.
Как приехали, так и уехали…
Весь коллектив в восторге от путешествия и готов к новым подвигам!
Продолжение следует…