На третий день конного похода ночью в тайге во время сильного града потеряли 8 человек из 15 возможных. Я была в составе тех семи оставшихся, что к трем часам ночи дотащились до места...
На третий день конного похода ночью в тайге во время сильного града потеряли 8 человек из 15 возможных. Я была в составе тех семи оставшихся, что к трем часам ночи дотащились до места...
Что такое отдых? Для многих – это жаркое солнце, праздное валяние на горячем песке в томительном ожидании – ну когда же, наконец, прилипнет желанный золотистый загар. Что может быть скучнее и неинтереснее?
Мне нравится активный экстремальный отдых, именно поэтому при выборе места проведения своего очередного отпуска особенных раздумий у меня не было. Главное, чтобы была природа и экстрим. Поэтому выбор мой пал на конно-водный маршрут по Горному Алтаю. В турагентстве у меня поинтересовались, есть ли у меня опыт подобных мероприятий. Это было необходимым условием. Маршрут состоял из 7-дневного конного похода, пешего выхода на ледники и 4-дневного сплава.
По приезду на перевалочную базу инструктор нам сразу сообщил, что маршрут экспериментальный, и что его ввели только в этом году. После этого нас попросили расписаться в том, что мы умеем плавать и хорошо держаться на лошади, иными словами это означало “если ты упадешь с лошади и свернешь себе шею, или если ты утонешь, то за тебя никто ответственности не несет”. Однако никого это не смутило. Наверно потому, что в такие походы ходят только те, кому не хватает впечатлений в повседневной жизни, и кому только это и надо - засунуть свою голову куда-нибудь, где не совсем безопасно. И под боевой клич инструктора “Ну чё, смертнички, поехали!”, мы тронулись в путь.
Надо отметить, что подготовка спецназа по сравнению с этим нашим походом просто отдыхала. Впечатлений добавила быстро меняющаяся в тех местах погода – то снег, то дождь, то град, и очень редко – солнце.
На третий день похода такие понятия, как комфорт и уют просто перестали существовать, привыкаешь к тому, что ты все время мокрый, тебе все время холодно, ты принимаешь это как нечто само собой разумеющееся.
Однако это ничто по сравнению с завораживающей сказочной красотой тех мест, где мы шли. Названия ледников “Сказка”, “Мечта” и “Красавица” говорят сами за себя. Когда видишь, как их белоснежные вершины отражаются в водной глади ультрамариновых горных озер, обрамленных тайгой, то забываешь обо всем. Тянет на философию. Однако на землю возвращает суровая реальность.
На третий день конного похода ночью в тайге во время сильного града потеряли 8 человек из 15 возможных. Я была в составе тех 7 оставшихся, что к трем часам ночи дотащились до места. Надо сказать, что по темноте ехать гораздо спокойнее – не видишь, где идешь, только слышишь время от времени, как камни из-под копыт лошади срываются и с долго не стихающим грохотом летят куда-то в пропасть, или чувствуешь, что твоя лошадь уже по стремена увязла в болоте и тщетно пытается выбраться. По приезду на место, с трудом оторвав от замерзших рук уздечки, наскоро перекусив и немного откидав снег, мы поставили палатки и упали. На следующее утро еще один сюрприз – из-за того, что не все умели правильно привязывать лошадь, две лошади отвязались и ушли в тайгу. После того, как к трем часам следующего дня эти 8 + 2 сами собой не нашлись, решили идти искать. К счастью, почти все оказались в одной кучке, поэтому уже к вечеру все были в сборе, счастливые и не подозревающие о том, что основное приключение еще впереди.
Запомнился пеший выход на ледники. Как говорится, лучше бы умерли вчера. Шли несколько часов, хотя “шли” – это громко сказано, скорее ползли по камням и скалам в гору до заветной высоты 2400 м в надежде, что все это скоро оправдается. И оправдалось, но не для всех. Треть группы на полпути вернулась в лагерь, слишком уж тяжело было идти, паре человек стало плохо на высоте, двоих потеряли на леднике. Они впоследствии приплелись в лагерь только следующим утром, все в страшных синяках и ссадинах, поскольку ночью в темноте пару раз срывались со скал. И под хорошо знакомый возглас инструктора “Я чокнусь с вашей группой! Слава Богу, вы у меня последние… в этом сезоне”, они впали в сон.
В общем, после конного похода перед сплавом нам уже был не страшен ни чёрт, ни всемирный потоп, хотя слова инструктора, произнесенные с задором в голосе “а теперь начинается основное веселье!”, почему-то вселили тревогу.
Сплавлялись мы по Средней Катуни – пороги III и IV категорий сложности. Когда несешься по стремительному бурлящему потоку, адреналин порой просто бурлит в крови! Три дня прошли хорошо и весело, время от времени кого-нибудь смывало за борт, разрезало рафт о скалы, так что приходилось его клеить, но это ерунда. На 4-й, последний день сплава жутко захотелось супер-экстрима – как так, ещё даже ни разу не перевернулись! Поэтому перед очередным сложным порогом все дружно закричали “идём в бочку!”
Всего было 4 рафта. Мы шли третьими. Перед «бочкой» (мини-водопад высотой метра 2-3) важно было как следует разогнаться, что мы как раз сделать и не успели. Помимо этого недооценили размеры бочки, недаром первые рафты её обошли. Когда подъехали совсем близко и оценили опасность, то волосы на голове зашевелились даже у инструктора. Обходить бочку было поздно. В общем, легли мы в самый эпицентр.
Пять человек из рафта выбросило почти сразу, остались мы вдвоем с инструктором. В этом клокочущем гудящем месиве с трудом расслышала, как он кричал “Держись! Не отпускай весло!” (с веслом больше вероятности, что тебя не засосет под воду). Бочка оказалась “держащей”, т. е. пока от рафта не оторвет весь груз, и он не станет легче, его не выпустит. Несколько минут нас швыряло в бочке. Я добросовестно уцепилась всем, чем можно, за веревки. Однако через несколько минут рафт перевернулся, и мы оказались под ним.
Надо сказать, что когда открываешь под водой глаза и видишь черноту, когда чувствуешь, как тебя тянет на дно, то почему-то нет никакого страха. Лишь появляются бредовые мысли о том, что глупо так умирать. Страх появляется позже, когда тебя, исключительно благодаря спасжилету, выбрасывает на поверхность, и появляется шанс на жизнь. Страх и паника, когда хочешь вдохнуть, а тебе не дают это сделать полметра пены над твоей головой. Выловили нас метров 50 вниз по течению. Только оказавшись в числе спасенных, я увидела, что наш рафт плывет поблизости дном кверху.
В бочке рафт крутило и швыряло минут 10. После того, как разорвало все веревки и оторвало вещи, бочка его отпустила. Интересно наблюдать, как по реке плывут куртки, обувь, спальники, фотоаппараты и т. п. Старались выловить все, однако не удалось. Выбравшись на берег, начали подсчитывать потери: несколько вещей утопили, весла погнули, однако самое главное, что все остались живы. У пары человек был шок, но, в общем, отделались легко. Инструктора поздравили всех, кто “купался”, с Днем Рождения, поскольку даже опытным рафтерам наблюдать такую картину доводится редко.
Вот такой у меня был отдых. Наверное, могло создаться впечатление, что все было ужасно, и что я никогда больше в такое мероприятие не сунусь. Однако это совсем не так. Экстрим настолько затягивает, что жить без него потом уже просто не можешь, и ждешь очередного момента, чтобы испытать свои силы. Так что на следующее лето я планирую повторить нечто подобное, если получится.