goger@ngs.ru , Июль 2015 г. , Россия
Экскурсии , Пляжный отдых
Изначально я планировал как все купить билеты в Симферополь и обратно, из Симферополя поехать в Ялту, остановиться на пару недель в каком-нибудь пансионате и всё. Но потом возникла другая идея. Я не полечу в Симферополь. Я полечу в Краснодар. Ведь на Кубани я тоже не был, как и в Крыму. Да, я решился пережить такое пугающее многих явление как «Керченская переправа». Одним из мотивов было желание побывать в Керчи. Керчь - город-герой, несправедливо многими воспринимаемый как исключительно транзитный пункт. Есть две причины, по которым я с этим не согласен. Впрочем, я забегаю вперёд.Сперва я думал, что остановлюсь на денёк в Анапе или Новороссийске, но планы изменились по личным обстоятельствам и остановился я в самом Краснодаре. В Краснодаре я снимков не делал, только из самолёта на подлёте красивый кадр получился, когда мы летели вровень с облаками.
Скажу пару слов про Краснодар, про Кубань. Краснодар - очень необычный город. Идёшь-идёшь, например, среди каких-то практически бараков по песчаной дороге и тут бац - натыкаешься на современнейший гламурный молл с футуристическим дизайном. Или едешь по какому-то дачному посёлку и тут раз: откуда не возьмись двадцатиэтажная новостройка. А сколько там всего растёт! Там подсолнухи растут как у нас одуванчики: как сорняки! И я не преувеличиваю! Я удивлялся, почему такой плодородный регион в таком относительном упадке. Сестра, которая там живёт и к которой я как раз в гости и заскочил, мне сказала: воровство. Печально всё это, конечно.
Кубань меня впечатлила. Но уже на следующее утро я поехал на автовокзал. Я очень переживал, как добраться до Крыма. Я просто не понимал, как Единый билет связан с РЖД, как мне доехать, если я не на поезде. Оказалось, что всё предельно просто: приходишь и едешь. Я спрашивал до того на керченском форуме и мне то же самое там отвечали, но я не понимал. Оказывается, действительно просто приходишь, покупаешь билет и едешь. Я купил билет на ближайший автобус до Керчи и поехал. Кстати, это единственный автобусный билет, который я купил по паспорту. Понятно, почему: предстоял путь через переправу.
Эти фото, кстати, были сделаны перед самой переправой в обстоятельствах, которые привели к небольшому скандалу. В общем, там рядом билетные кассы. Водитель собирает у всех паспорта и идёт регистрировать своих пассажиров на рейс. Согласитесь: весьма неоднозначная процедура. Но как раз это никакого возмущения не вызвало. Всё ограничилось парой банальных шуток про кредиты. А скандал был вот какой: водитель ушёл регистрировать пассажиров, а двери закрыл. А люди ехали, к слову, уже пять часов: автобус периодически застревал в пробках. Были пассажиры с детьми, у которых маленький мочевой пузырь, и лёгкими, у которых большая любовь к никотину. В общем, открыли изнутри как-то всё же эту дверь, курильщики покурили, дети пописали, я пару снимков сделал. Водитель вернулся и разродился тирадой, мол, кто вам разрешил выходить, распоряжение ГАИ, а если вас собьют, кто будет отвечать? Но пассажирам было что на это ответить. Точнее, пассажиркам, потому что мужчины просто испуганно наблюдали за битвой мастодонтов. Позже зашёл гаишник с лекцией и тоже получил на орехи. В общем, немного разрядившись, всё же двинули к переправе.
Дальше была пробка, ещё один досмотр, проверка паспортов. Пассажир - старый армянин - говорит: пошли таможню проходить. Я возмутился: какую ещё таможню, Крым же наш. Но это действительно было похоже на таможню. Я не был в украинском Крыму, но не думаю, что попасть в него через Керченскую переправу было намного сложнее, чем в российский.
Когда мы попали на паром, нас наконец легально выпустили погулять-покурить-пописать. Многие поднялись на палубу. К слову, паром относительно обустроен: есть снек-бары, небольшой бар и даже вай-фай.
К слову, паром отправился в Крым с опозданием. Ждать нам пришлось долго.
И вот мы наконец в Крыму. Странноватое было чувство в первые минуты. Как будто и в России, и в то же время чуть-чуть не в России.
Я выше писал, что есть две причины, по которым не считаю Керчь исключительно транзитным пунктом. Первая причина - для меня Керчь не будет транзитным пунктом в Крым, пока не построят мост. На переправу я больше не поеду.
Вторая причина: Керчь - это не какой-то там транзитный пункт. Керчь - необыкновенный город. Но первое впечатление было совершенно иным.
Заселился в квартиру. Весь усталый, голодный, район ужасный, рядом помойка, хрущёвки ободранные. Хотя именно моя квартира была хорошая: с ремонтом, очень уютная. Снял я её около автовокзала за 900 (!) рублей в сутки. Вышел осмотреться, пошёл на автовокзал, настроение особо не улучшилось. Кругом какие-то непонятные люди, бомжей много. И как они к тебе относятся, непонятно. Может, относятся как «о, приехали с материка жирные оккупанты»? Я, конечно, много слышал, что относятся как раз наоборот, но сперва мне было не очень уютно. Потом это всё прошло. И непонятные люди стали казаться какими-то родными. Но в первый день было всё не так. Но свои туристические «обязанности» выполнять как-то надо. Куда отправиться туристу в Керчи в первую очередь?
436 ступенек, пройти которые - честь для любого человека, любящего свою Родину. Короче, в Керчи не бывает толстых патриотов. Я поднимался на неё трижды и каждый раз на последних ступенях мысли «да больше никогда в жизни». На самом деле, оно того, конечно, стоит. Пусть в конце ты начинаешь с трудом вспоминать, в каком порядке переставлять ноги, но ты делаешь это с трепетом.
Доехать до Горы можно от автовокзала на 28 маршрутке.
Кстати, платят в Крыму при выходе.
Рядом очень красивый Сквер Славы. Сразу несколько снимков.
В Сквере, как и по всему городу, развешаны рядом три флага: России, Крыма и Керчи. К слову, у Керчи такой флаг, что периодически возникает ощущение, что в Керчи ничего кроме американских посольств нет.
А герб Керчи - Грифон с ключом. Грифоны тут везде. В символике, в названиях фирм, в колоннах. В первый же вечер поужинал в ресторане «Грифон» (не реклама, если что).
Это моё первое политическое замечание в Крыму. В Крыму целая куча машин ездит по номерам Украины (АК - код АР Крым). И вот в первый же вечер я увидел автомобиль, на украинском номере которого флаг Украины был заклеен нашим триколором. Таких случаев много на самом деле. Потом я перестал обращать на это внимание, но в первый раз это произвело на меня впечатление. Также видел машины с донецкими номерами, на которых украинский флаг был заклеен флагом ДНР или вообще оторван.
А потом поехал я домой и около остановки увидел памятник, который много раз видел в интернете. В душе защемило.
А первый (и по большому счёту единственный) полноценный разговор с крымчанами на ту самую тему у меня случился на следующее утро в супермаркете сети ПУД (бывшая часть украинской сети АТБ). Выбираю колбасу, рассматриваю. Подходит ко мне женщина, спрашивает:
- Не брали?
- Нет.
- А то всё же новое, непонятно, что хорошее, что - плохое.
- Украинские продукты уходят, российские - приходят?
- Конечно, Украины ведь тут больше нет.
В общем, разговорились мы на эту тему. Услышав наш разговор, присоединилась ещё одна женщина. Если в двух словах, вывод такой: верьте телевизору. Хотя бы в этом вопросе. Крымчане действительно в большинстве своём всегда считали себя Россией и сейчас рады, что избежали участи Донбасса. Такой патриотизм я наблюдал в том или ином проявлении на протяжении всего путешествия по Крыму.
Справедливости ради, были и противоположные проявления вроде повязанной жёлто-синей ленты или неприличной надписи про нашего президента в автобусе.
Отдельно стоит сказать про крымских татар. Возникло впечатление, что в итоге они всё же довольно гармонично вписались в сложившуюся ситуацию. Видел крымскотатарские флажки в машинах с российским номером 82 региона. То есть, люди всё же принимают сложившуюся ситуацию как данность. Не терпят, а именно принимают. Крымских татар довольно много среди полицейских, кстати.
Впрочем, хватит о политике.
На второй день я отправился на Аджимушкайские каменоломни.
Туда проводят экскурсии. Конечно, это не развлекательные экскурсии. Пафос тут будет излишен, скажу лишь, что каждый, кто будет в Керчи, обязан там побывать. Впечатления неизгладимые.
Добраться до каменоломен можно на 4 маршрутке. Ехать нужно до конечной. В самих каменоломнях прохладно, стоит взять что-нибудь тёплое. Ну, или арендовать рядом гимнастёрку за 50 рублей.
Рядом с каменоломнями есть музей старого оружия. Рекомендую посетить.
В Керчи я провёл 4 ночи и в день перед отъездом я отправился в Форт Тотлебен (Крепость Керчь). О, это было эпично. Настоящее приключение. Добраться до неё без машины непросто. На автовокзале нужно сесть на 6 маршрутку и ехать до конечной. Важно сесть в нужную сторону (поверьте, я не просто так это уточняю). У меня история была как в произведениях какого-нибудь Джека Лондона. Водитель маршрутки попросил пассажира, который со мной ехал до конечной, показать, как добраться до Крепости. Конечная, к слову, - натуральная деревня, куры с гусями по улицам ходят. Этот пассажир передал меня в руки уже какому-то малому, который провёл меня через эту деревню, показал на длинную дорогу и сказал идти по ней, не сворачивая. Идти пришлось где-то полчаса. Зато за экскурсию мне платить не пришлось: у них не было сдачи, и они решили сделать мне комплимент за терпение. Просто мне пришлось изрядно подождать. Сборные экскурсии у них дважды в день: в 10:00 и в 14:30. Я этого не знал. К счастью, в итоге набралось народу на экскурсия пораньше.
Водят по казармам, укреплениям крепости второй половины 19 века. Стоит ли туда идти? Один раз посетить стоит. Второй раз на своих двоих я туда не пойду.
На следующий день я отправился в Ялту.
До Ялты билетов не было, пришлось ехать до Симферополя. Я рассчитывал там пересесть на троллейбус, но на вокзале Симферополя меня перехватили таксисты, взяв в качестве второго пассажира всего за 500 рублей. К слову, первым пассажиром (который, как мне сказал водитель, платил 1000) был гражданин Украины не из Крыма. Довольно, к слову, беззлобно и с интересом расспрашивал водителя об изменениях после присоединения, о бюрократических проблемах с получением российских прав и т.п. Вообще, Крым долго был Украиной, конечно, связи, общие интересы и темы для разговоров у адекватных людей с Украины и Крыма присутствуют. Люди друг друга понимают.
Буду рубить с плеча: Ялта мне не понравилась. Какой-то муравейник, полный шебутных туристов. Утомляет очень. Узкие кривые улочки, проходящие через горы. Не понял я этот город.
Но посмотреть там, конечно, есть на что.
На второй день в Ялте я отправился в дом-музей Чехова. Достаточно интересная экскурсия, полная раритетных вещей, принадлежавших Чехову и его семье.
На свой день рождения, который я проводил в Ялте, я решил посетить Ласточкино гнездо. В общем, в своё 25-летие я увидел собственными глазами...
В общем, я не там вышел, не туда пошёл и оказался рядом с Дворцом, куда и направился. Я все равно хотел посетить его на следующий день, так что просто поменял даты посещения достопримечательностей местами.
Ливадийский дворец мне действительно понравился. Мне вообще нравятся места, которые связаны с великими личностями, с великими событиями. Там проводилась интересная экскурсия по сразу двум темам: Романовы в Ливадии и Ялтинская конференция Сталин - Черчилль - Рузвельт.
Кстати, на этом рояле не так давно играла весьма примечательная личность, имеющая тёплые отношения с живыми представителями Дома Романовых и сочувствующая Николаю II.
Что же касается «Ласточкиного гнезда», к нему я поехал на следующий день. Оно находится не в самой Ялте, а в посёлке Гаспра. Многие советуют смотреть на него с моря, я же предпочёл сухопутный путь.
До него ещё нужно минуть пятнадцать пешком идти по ступеням. По дороге вам будут предлагать чурчхелу, фотографии с павлинами и ястребами и прочие мохито. Дико раздражает, палатки занимают много места, особенно когда возле них останавливаются покупатели. Тропки-то тесноватые. На месте властей Крыма я бы как-то попытался решить эту проблему.
Что можно сказать про само «Гнездо»? В общем-то ничего. Визитная карточка Большой Ялты и Крыма в целом, можно сказать, узнаваемый бренд.
На следующий день я покинул Ялту. Ах да, стоит ещё упомянуть про количество туристов.
В общем, после пяти ночей в Ялте мой маршрут был продолжен.
Севастополь должен был стать неким апофеозом моего путешествия. Но в какой-то момент я просто «устал отдыхать». Кроме того, возникли некоторые бытовые затруднения. Поэтому севастопольская часть отпуска прошла как-то скомканно. Жил я практически в самом центре, в трёх минутах от площади Ушакова и в пятнадцати - от площади Нахимова.
Приехав, я почти сразу пошёл на площадь Ушакова, где перекусил.
От площади Ушакова я пошёл на север, где находится «всё»: площадь Нахимова, Графская пристань, Памятник затопленным кораблям, Мемориал второй обороны Севастополя. Всё крайне монументально.
Вообще в северной части Ленинского района безумное количество различных памятников.
На следующий день я отправился в Херсонес Таврический.
На мысе Хрустальном расположены два монументальных сооружения.
На следующий день я посетил 35 батарею. К сожалению, я опоздал, так что экскурсию в казематы не застал. Но снаружи посмотрел.
На следующий день я отправился в Симферополь. Но не для экскурсии. Пора лететь домой.
Вообще аэропорт очень уютный и чистенький, сделан в приятных тонах. Но инфраструктуры нет. Wi-Fi где-то еле живой, покушать негде. А я там провёл 18 часов.
Кстати, насчёт животных. В Крыму на улицах безумное количество кошек и собак.
Рассказ мой получился сумбурным, непоследовательным. Но какой-то итог подвести надо.
Инфраструктуры пока местами нет. Цены примерно как у нас. Переходный период прямо совсем ещё не закончился, судя по всему. Но, кстати, карту обналичить можно в банкоматах Генбанка или РНКБ. Порекомендую ли я вам посетить Крым? Нет, не порекомендую. Не потому, что там плохо. Просто там нет чего-то, что понравится всем. Бессмысленно лететь в Крым за сервисом или низкими ценами. Тут этого нет. А есть ли в Крыму что-то, что нужно именно вам, решать вам. Я для себя решил. Надо мне ещё подняться на Митридат.