Театр-музей Дали (Фигерас): фото и отзывы


Показать карту Скрыть карту
Добавить отзыв

Театр-музей Сальвадора Дали (El Teatro-Museo Dalí): фото и описание 

Говорят, все дороги ведут в Рим. В Фигерасе все дороги ведут к открывшему свои двери в 1974 году театру-музею Сальвадора Дали. Человека, чье имя стало нарицательным в среде сюрреализма.

Человек то был непростой, с безуминкой и даже полноценными заскоками. Но в той же мере мог он и гореть: идеей, мечтой, любовью. Городские власти попросили всего об одном полотне, чтобы маленький Фигерас и его жители, обреченные на забвение ранее, но с рождением гения искусств – на всемирную славу; могли любоваться картиной в стенах муниципального музей. И Дали подарил им целый музей!

Первая выставка еще девятилетнего Сальвадора проходила в стенах настоящего театра. Возможно, поэтому, когда пришло время найти «дом» своим шедеврам, Дали не стал изобретать велосипед. Потрепанное Гражданской войной здание было трижды идеальным для превращения в святая святых: помимо того, что здесь были представлены первые работы будущего сюрреалиста; спектакулярность – в принципе конёк Дали, плюс в церкви напротив художник был крещен.

Муниципальные власти без проволочек передали «руины» в руки Дали, а тот в течение следующих 14 лет буквально на обломках фундамента воссоздал своё видение «оболочки» творческих результатов.

Чего же стоило великолепие сие Сальвадору? Сначала Главное управление изящных искусств Мадрида отказывалось давать добро на перестройку и иже с ней, ведь Дали хотел выставлять лишь репродукции, а не оригиналы. Нервы потрепали, зато на априорные работы «развели». А если исчислять реализацию деньгами, то стоила она Дали всех его накоплений. Также помогали друзья, почитатели и простые жители Фигераса вкупе с правительством. И вуаля, 28 сентября 1974 года шоу началось…

Чего хотел Дали? А чтобы каждый, переступивший музейный порог, сродни Алисе, падающей в кроличью нору, попадал в иное измерение; забывал дорогу назад, движимый непреодолимым любопытством, а по пути немного сходил с ума. Удалось ли гению воплотить столь смелое желание? О, вполне!

Яркое здание цвета кармина, по которому крапинкой пробежали золотистые булочки, увенчано гигантскими яйцами – такое трудно не заметить. Переступая порог музея, попадаешь в зазеркалье, параллельный мир и театр абсурда одновременно.

Уникальность нутра-экспозиции не столько во вплетении нитей безумия в полотно гениальности, но и в наложенном самим Дали вето на какие-либо интерпретации работ со стороны работников музея.

Посетители не услышат объяснения и не получат «ключ» к разгадке смысловой нагрузки того или иного шедевра. Так хотел автор, мечтавший пробудить воображение каждого, разбередить неординарность и заставить изменить траекторию привычного взгляда на реальность.

Разглядывать то или иное детище рук Дали можно часами, размышляя, как человеку пришло в голову вмонтировать в тело Венеры Милосской ящики? Или, действительно ли комната-лицо с диваном-губами и глазами-картинами является образом знаменитой Мэрилин?

В какой-то момент можно поймать себя на том, что залы стали повторяться, но раз за разом они выглядят по-новому, вводя туристов в заблуждение. Настоящий «Отель Калифорния»!

Под куполом внутреннего дворика, именуемого «Миром» немыслимо кружится голова, пространство словно надето изнаночной стороной на реальность. Из стенных ниш наблюдают безликие манекены, застывшие в разных позах. Жутко? Не то слово! Но это еще цветочки, ягодки ожидают в Склепе, в котором покоится забальзамированное тело самого Дали, сохраненное именно здесь, и именно в таком виде по его же распоряжению. Хотя… солнце с китайской головой в сердцевине, сияющее в петушином брюхе – скульптура не менее пугающая.

Три этажа волшебным образом превращаются в шесть, благодаря многоуровневой планировке первого из них. Здесь теряешься, рождаешься заново, переосмысливаешь от и до, а когда попадаешь в привычную суету и видишь среднестатистическую людскую массу да привычную действительность, сомневаешься, не приснилось ли увиденное минуту назад. Не приснилось. Об этом красноречиво напоминает фигура, символизирующая ньютоновские открытия в физике, установленная неподалеку от музея.

Лицо самого Сальвадора Дали увековечено в свойственной его творчеству манере жителями города у истоков главной улицы Фигераса – Рамблы.

Контактная информация