В ответ на: Чем ниже центр тяжести и больше объем, тем сложнее перевенуть пароход
Верно, но лишь отчасти. У парохода есть центр водоизмещения и центр тяжести. Пока этот пароход на РОВНОМ киле, силы, действующие в этих точках равны и уравновешивают друг друга. При этом высота центра тяжести не играет никакой роли. Теперь добавим силу, действующую на корму вниз. Нос парохода начнет задираться, при этом центр водоизмещения переедет в корму, а центр тяжести, в первом приближении, останется на месте. Силы, действующие в этих точках, будут по прежнему вертикальны, появится восстанавливающий момент. Пока угол задира носов небольшой, высота центра тяжести, по прежнему не очень важна. По мере дальнейшего задира, силы эти оказываются на однрй линии, момент меняет знак и переводит пароход в другое, более устойчивое состояние, килем вверх. Вот тут высота центра тяжести играет решающую роль, чем он ниже, тем больший угол нужен для того, чтобы исчез восстанавливающий момент. Но вернемся к положению, когда нос задран еще немного. Как можно повлиять на силы, действующие на переворот? Мне кажется, очень важна форма кормы. С одной стороны, центр водоизмещения должен смещаться как можно дальше для увеличения восстанавливающего момента, с другой, сила падающей струи должна быть минимальной. С этой же точки зрения баллон должен быть надут до звона, чтобы корма не превращалась в блин. Но будем считать, что форму кормы нам выбрал Кулик. Второй составляющей восстанавливающего момента является сила тяжести. Можно увеличивать вес или плечо, смещая этот вес ближе к носу. Какую то роль должен играть и момент инерции парохода, четверке, с ее распределенной нагрузкой должно быть легче, чем двойке, у которой она сосредоточена в центре, при равных прочих условиях.
Я не призываю перетаскивать манатки в процессе сплава. Это лишь соображения, по поводу того, что катамараны чаще переворачиваются через корму.
Понятно, что если весь груз сложить на правый борт, перевороты через него будут происходить чаще, чем хуже нос и корма?