В ответ на: что находится в лагерях (ПБЛ), что пагубно влияет на пещеры?
человек (:
как бы ни старался человек замести свои следы, всё равно они остаются: тут чай накапал, там крошки просыпались. тут примус работал. вроде, ничего страшного, а через день у всех в носу козявки чёрные. то же самое остаётся, очевидно, на сводах пещеры. на любой органике - плесень вырастает. сейчас довольно активно (в мировой спелеологии) идёт изучение всяких вредных процессов от посещения пещер человеком: оказывается, разводится куча грибов, в т.ч. патогенных. если до начала посещения во многих пещерах почти стерильность (количество спор в воздухе, воде, глине на несколько порядков меньше средних показателей на улице), то с приходом людей многие пещеры становятся просто опасны для жизни. вот прямо сейчас идёт большой цикл работ на эту тему в легендарной пещере снежной (зап.кавказ), где всякого мусора за 40 лет активных исследований оставлено море (счёт на десятки кубометров), и результаты прям пугающие. и не очень понятно что делать: начинаешь убираться - только разносится всё это "дерьмо".
В ответ на: Оставляете там палатки, снаряжение на следующие спуски в пещеру?
вот как раз я пропагандирую полный вынос всего без исключения. "заначки" очень часто превращаются в мусор (хотел приехать через год, да не приехал, а потом вовсе отошёл от спелеологии, забыл где заначил и т.п.). и, главное, стимулируют других людей оставить ещё что-нибудь "полезное". образуются склады бензина, который с годами реально портится, и использовать его нельзя - вот он мусор. и т.д.
тем не менее, в очень больших и сложных пещерах зачастую остаётся всё лагерное оборудование, заначиваются всякие нырятельные прибамбасы (груза, например), зачастую остаётся стационарная навеска на колодцах, а в некоторых пещерах вообще не выносится мусор, а захоранивается. что ужасно, но пещеры бывают жутко сложные, а сил ограниченное количество, и делается выбор между выносом мусора и исследованием в понятную пользу. мне это кажется маразмом, но в каком-то смысле понять мотивы можно.
В ответ на: по поводу открытий, воды там много?
зимой входной ствол почти сухой, небольшая капель. но есть та самая система "веселуха", где не бывает паводков, зато ручей с расходом 0.5л/с бежит постоянно. он впадает в русло современного водотока и уходит куда-то в неизвестность, в сифон. и вытекает ручей из сифона.
весной же, в паводок, воды очень много, сотни литров/с. говорят, ствол просто кое-где перекрывается "воронкой", засасывающей воду в очередной колодец. в нижней части пещеры, где вода течёт по субгоризонтальным галереям, перед нижним сифоном, в паводок вода сильно поднимается (на 20м), поскольку сифонные каналы не могут пропустить много воды
В ответ на: есть же подводная спелеология
я сознательно не хочу и не буду ею заниматься. это одно из самых рискованных развлечений человека. бОльшая часть чп в пещерах с летальным исходом - это спелеодайверы.
В ответ на: применимо ли это в этой пещере?
одна из целей нынешней экспедиции - пройти верхний сифон, откуда вытекает ручей "веселуха". пригласили подводника из круба "солнышко", он нырнул, но проход под водой слишком узкий. кроме того, мы этот сифон пытались осушить, в прошлом году - механически, в этом году занесли автономный бензиновый генератор и электронасос. говорю ж, масштаб экспедиции был нехилый (: ничего подобного алтайская ещё, по-моему, не знавала. 13 человек, 30 транспортных мешков груза средним весом килограмм 15.

В ответ на: есть вероятность найти подводные пещеры?
есть конечно. но почему-то на алтае пока дайверам особо нырнуть негде. в п.кёк-таш пройдено два сифона (один на задержке, коротенький, один - с аквалангами), недавно в маленькой п.водяной, на чарыше, пронырнули сифон, за ним лишь небольшое продолжение. есть ещё ряд крупных карстовых источников, и сифонов в пещерах, но везде слишком узко.
вообще, алтай всё ещё очень слабо исследован спелеологами, тут обязательно будут пещеры, большие и глубокие. даже примерно понятно где. наверное, и подводные тоже.

ё