Вот недавно ездила в тот район на 9 мая, выдержки из отчета:
... ст. Шира - пгт. Туим. В ночь на 9 мая абаканские гаишники не дремали и на расстоянии в 20 км нас остановили на проверку дважды. Причем интересно то, что они не сидели в кустах, а ездили по трассе и поравнявшись неожиданно включали свои сирено-мигалки. ...Переночевали в Туиме, встали в 8 и сытно позавтракав отправились на разведку.
Ехали на уазике типа «бобик» по проселочной дороге изрядно подпрыгивая и потея, ибо несмотря на дымку на улице становилось заметно тепло. Дымку сначала списали на погоду, но потом запах гари стал явственней и пришли к выводу, что это все-таки дым, а значит где-то горит тайга. Вокруг стоял невысокий лес, состоящий из берез и сосен, иногда дорогу пересекала маленькая болотистая речка. По дороге остановились на озере Палан-куль, очень живописное место вытянутое вдоль хребта озеро примерно в длину в 4 раза больше чем в ширину. Оно было полностью еще покрыто льдом с удивительными рисунками вроде снежинок, хотя вокруг нигде не было снега и местами пробивалась зелень. В нем, сказали, ловят огромных щук и среднюю плотву. После экскурсии по озеру сняли с себя трех клещей, очень вовремя. Пока мы ехали на машине дорогу нам часто переходили «копылухи» - самки глухарей – причем делали это неторопливо переваливаясь, словно домашние гуси, абсолютно не боясь нас. Местные товарищи мне объяснили, что самок сейчас будет стрелять только самый «распоследний идиот», а «нормальные люди их не трогают».
Ехали мы порядка полутора часов до деревни Улень. Говорят, раньше жило около тысячи человек, сейчас реально посреди огромной поляны 7 дворов. Мы подъехали к дому рядом с которым стояла настоящая ветряная электростанция – первый раз такое чудо видела. ...
Мои товарищи приняли решение ехать до перевала, осматривать местные достопримечательности. Причем они на машине, а я за ними верхом. Так я еще никогда не ездила. ...Так проскакали с полчаса пока не доехали до странного места: посредине леса стоит трехэтажное кирпичное здание без перекрытий. Тут же стоял вагончик, в котором жили рабочие. Они, как мне объяснили, разбирали это здание. Вот остатки советского прошлого – недостроенное здание какой-то геологической партии. ...
До перевала оставалось еще километров 10. Ехать верхом было разумеется приятнее чем на уазике, но дорога пошла вверх круче и коня мне стало жалко. Я оставила его возле вагончика, позвав пса и наказав ему строго «стеречь лошадку». К моему удивлению за уазиком он не побежал. Мы стали подниматься наверх и увидели рядом с дорогой участки с отвалами пород – камней зеленоватого оттенка с большим содержанием меди, говорят, что и золота тоже smile.gif Под самым верхом дорогу перегородил сугроб высотой до бампера машины и длиной метров 8. С десяток раз мы откатывались обратно и снова с разгону штурмовали его, но так и не преодолели, поэтому вылезли и на карачках переползли через сугроб. Наверху мы обнаружили подснежники и какую-то конструкцию из металлических прутьев и проволоки, проводники сообщили, что это - заземление (чего?). Поиграв в снежки и, к сожалению, в дымке не разглядев другую сторону открывшейся долины, поехали обратно. Мы остановились возле брошенной штольни замерзшей почти до потолка. Из нее вытекал ручеек с металлическим привкусом воды, мы набрали канистру, близко другой воды не было....
По дороге мне разрешили повести машину по полям, от чего настроение у меня поднялось еще больше. Доехав до трассы мы поменялись местами и решили посетить местную достопримечательность - Туимский провал, благо время позволяло. Для тех, кто не знает – это была гора, испещренная штольнями, которую после закрытия шахты в целях безопасности взорвали. (чтоб кое-кто не лазил где попало) В результате внутри горы образовался своеобразный кратер 40 м глубиной а по стенам видны выходы штолен. В общем лазают в штольни до сих пор и еще начали прыгать в провал на тарзанках. Ну не хватает людям адреналина!...

Свободы!