В Бийск я попал проездом, в июле, возвращаясь на туристическом автобусе из Горного Алтая. Автобусы останавливаются на горе над городом около местной телевышки. Отсюда можно спуститься в город по Больничному Взвозу.

Город расположен в основном под горой в долине реки Бии и разделён рекой на две неравные части. Большая часть города находится на северном берегу. На южном берегу находится в основном частный сектор.
В Бийске улицы идущие с запада на восток называются «улицами», а улицы идущие с севера на юг принято называть «переулками».

Транспорт идущий по Чуйскому тракту на Горный Алтай (трасса М52) пересекает город по Коммунарскому переулку (на северном берегу) и улице Шишкова (на южном берегу) соединённым мостом через Бию.
Историческая часть города находится на северном берегу. И Чуйский тракт делит северный берег на две части. Левее Чуйского тракта (если ехать с севера на юг) находится историческая часть города. А правее – новая и большая часть города, здесь расположено большинство многоэтажек, а также железнодорожный вокзал и автовокзал.

Интерес представляет в основном историческая часть города, представленная множеством двухэтажных кирпичных зданий начала 20го века.
Одно из таких зданий располагается напротив моста прямо в центре улицы, по которой проходит Чуйский тракт. Это старое красное кирпичное здание с большой белой надписью «МУЗЕЙ» – самая первая бросающаяся в глаза достопримечательность Бийска – Музей имени Бьянки (1911г.).

Старые красивые здания сохранились главным образом на улицах Советская, Льва Толстого и Ленина по левую сторону от Чуйского тракта (Коммунарского переулка). Улица Советская располагается прямо напротив музея имени Бьянки. Пройдя по ней можно увидеть Бийский Драматический Театр (1916г.) и Успенский Кафедральный Собор (1903г.). Однако наибольшее впечатление на меня произвели дома расположенные вдоль улицы.
Эти двухэтажные кирпичные дома украшены башенками колоннами и прочими декоративными элементами. Причём каждый дом кажется одновременно похожим и не похожим на все остальные. Видно, что бийские купцы, построившие эти дома в начале 20го века, соревновались, кто более замысловато украсит свой дом!
Однако большинство домов находится в плачевном состоянии, что портит впечатление. Лучше всего выглядят дома занятые государсвенными учреждениями. С удалением от Коммунарного переулка степень разрушения зданий становится всё более существенной и потому далеко ходить нет смысла – начинаются местные трущёбы.

Историческая часть города мне очень понравилась. Узкие улочки и красивые невысокие здания предают атмосферу старого купеческого города, что на меня коренного новосибирца производит впечатление.

В городе очень много частного сектора, однако, в отличие от новосибирского, он не производит трущобного впечатления. Дома более ухоженные и похожие скорее на деревенские чем на городские. Создаётся ощущение, что находишься в большой богатой деревне.

Современный центр города расположен по правую руку от Коммунарского переулка, здесь расположен парк, ограниченный с одной стороны улицей Ленина, а с другой стороны Красноармейской улицей (сразу вспоминается Барнаул). В парке имеется камень с табличкой повествующей о том, что город сей основан по указу Петра Первого 18 июня 1709 года.

Ещё одна ассоциация с Барнаулом возникла при виде узких подземных переходов в центре.

Если не считать яркую раскраску некоторых панельных зданий современная часть Бийска ничем не выделяется.

Как и во многих других городах, железнодорожный вокзал и автовокзал расположены рядом под прямым углом друг к другу. Оба вокзала небольшие и довольно пустынные.
Поскольку Бийск является конечным пунктом железной дороги движение тут небольшое и на вокзале есть лишь один путь – вокзал оказывается очень удобным :).

В киосках города можно купить довольно удобную и компактную карту Бийска, на которой показаны все дома – сказывается небольшой размер города. По ней легко ориентироваться.

А ещё в Бийских киосках меня удивило обилие собственных печатных изданий, чего я не ожидал от такого маленького города (220 тыс. жителей).

Современный Бийск тихий и спокойный город советского покроя. Люди гордятся стандартными советскими зданиями, делающими Бийск похожим на другие более крупные города. А исторический центр сильно разрушен, и многими воспринимается как нечто, не заслуживающее внимания.

В Новосибирск я возвращался на ночном поезде. Наша молодая хорошенькая проводница жаловалась, что поезд приезжает в Бийск рано утром и стоит до самого вечера на вокзале. И проводникам приходится весь день спать, потому что делать в Бийске решительно нечего…