Гонконг. И тропический остров Хайнань. (Между прочим, точно такой же тропический, как и Гонконг. И вообще рядом. И пейзажи похожие. Только Гонконг для работы, а Хайнань для отдыха.)

Все рассказы

Такой разный Китай (часть 2)

Татьяна , Китай

24 июня. Гонконг. Океанический парк.

Утречком на метро до станции "Адмиралтейство" - там конечная остановка 629 автобуса, следующего до "Ocean Park". Уже на подходе видим огромную ОЧЕРЕДЬ. Именно так, большими буквами. Никогда в жизни, пройдя годы тотального дефицита 80-90-х годов, я не видела такой очереди. Она вилась с трех сторон вокруг небоскребов-близнецов. Только чтобы пройти от начала до хвоста, понадобилось не менее 3 минут. Быстрым шагом! К счастью, очередь двигалась быстро. Наверное, все 629 автобусы скопились на конечной остановке, чтобы доставить желающих к открытию парка (к 10 часам утра). Стоимость проезда 10,6 HK$, здесь же в автобусной кассе-будочке можно приобрести билет в парк за 185 HK$. За 20 минут автобус огибает остров Гонконг, выезжая из деловой части на обратную – зеленую парковую со стадионами, яхт-клубом, спальными районами и видом на тысячу необитаемых островов гонконгского архипелага. Да-да! Гонконг- это тропический архипелаг, состоящий из 3000 островов, большинство из которых необитаемы.

Дело было в воскресенье. Представьте себе первомайскую демонстрацию времен советского периода, только без транспарантов, зато с зонтиками, баулами с едой, детьми на руках и бабушками в инвалидных креслах, движущуюся сплошным потоком по дорожкам парка. Такого, простите, стада отдыхающих я не могла даже представить. Китайцы (не только в Гонконге) в выходные часто выезжают в парки развлечений всей своей большой семьей. Это похвально, но создает немалые проблемы. Например, таскать 6-месячное дитя по жаре 40 градусов, измученное и орущее, - удовольствие ниже среднего. А еще взрослые внуки с дедами и бабушками, которые в принципе ни на чем не катаются , и выезд в парк – просто дань уважению. Дело осложнялось тем, что океанический парк разделен на 2 зоны – нижняя для малышей и верхняя с более интересными аттракционами. И в верхнюю зону попась можно только на фуникулере или на шаттл-басе. Пешком не дойти. Так вот, в связи с таким громадным потоком отдыхающих время ожидания на фуникулер составило 90 (!) минут, а на автобусик 60 мин. Вы представляете – приехать отдохнуть в парк и стоять в очереди полтора часа, только чтобы доехать до аттракционов. Да еще на жаре. Кататься мне сразу же расхотелось. Но уж больно красочно описывали этот парк в своих отзывах туристы.

Посмотрев все внизу (там и смотреть-то нечего – 2 панды, 2 пары попугаев, несколько чучел динозавров, коллекция бабочек), мы встали в очередь на фуникулер. Очередь все время движется, видимо, чтобы создать иллюзию близости заветной цели. К тому же это защита от сбегающих очередников, не желающих постоянно стоять в очереди, - потом фиг найдешь, за кем очередь занимал. У нас были книжки, поэтому мы достояли.

Путешествовать на фуникулере в океаническом парке – одно удовольствие. Кругом зелень, синее море, залив с яхтами и ожерелье островков – как будто и нет никакой цивилизации рядом. Ехать 10 минут. Ветерок обдувает, все аттракционы видно. Выбор, кстати, небогат. Мы углядели горки "Дракон" с тремя мертвыми петлями, "Орел" - карусель высоко от земли и "Amyst" – свободное падение с большой высоты. Последний понравился больше всего! Хотя инстинкт самосохранения орал, как резаный. А вдруг запоры не выдержат, и ты с высоты 60 метров продлишь свой свободный полет на полметра в асфальте! Но падение слегка притормаживается, как в лифте, и остается чистая радость парения. Наверное, так в невесомости.

На шоу "See jelly" и "Atoll reaf" очереди стояли громадные. Люди приехали сюда отдыхать, радоваться! Так ведь нет. Редко кто улыбался, в основном, молодежь. Взрослые стояли/сидели уставшие и невеселые, заморенные дети плакали, старики утирали пот. Да разве это праздник? Ну хоть старики бы с детьми могли приехать в будний день! Так что мой вам совет – посещайте парки развлечений Китая в будние дни. В отзывах туристы писали про огромные толпы китайцев на улицах, по праздникам и в туристических местах. Но мы увидели это только 1 раз – в океаническом парке.

Плюнули мы и в 3 часа поехали обратно. Прошлись по Натан-роуд и поняли, что в Гонконге мы жить не хотим. Хотя я бы с удовольствием приехала сюда еще раз денька на 3-4 (по-моему, это оптимальный срок для знакомства с Гонконгом). Там приятно:
• шляться по пешеходным галереям и любоваться небоскребами бизнес-центра острова Гонконг;
• бродить/сидеть вечером на набережной с видом на остров Гонконг, болтать ножками, сидя на парапете;
• лететь на фуникулере Океанического парка и любоваться морем и островами;
• кататься на лодочке по заливу Виктория и любоваться небоскребами (таблетки от укачивания приветствуются).

А нам завтра на Хайнань!

25-30 июня. Тропический остров Хайнань.

Утром мы уехали из Гонконга на поезде в Гуанчжоу. Пересели на автобус в аэропорт. Все спокойно, размеренно. Отправление по расписанию. Едем, читаем. Спрашиваю, сколько ехать до аэропорта? Ответ еще 50 минут. Я в ужасе обнаруживаю, что до вылета час! Я в панике! Спрашиваю – может, пересесть на такси (вопрос – где его взять на трассе?). Отвечают – сейчас водитель поедет быстрее, за 40 минут долетим. Я в панике все равно. В России посадка заканчивается за 40 минут до вылета. Я начинаю подпрыгивать в кресле, в конце концов не выдерживаю и усаживаюсь рядом с водителем, гипнотизируя его трагическим взглядом и пытаясь выжать максимум скорости. Наконец за 15 минут до вылеты мы влетаем в аэропорт. Сумки в зубы – и мы на регистрации! Милая девушка произнесла «вы опоздали». Я сама это знаю. Она встала, сделала нам знак следовать за ней и повела нас служебными тропами. Я подписала какие-то бумаги (что-то про багаж, который регистрируется позже, кстати, его тут же забрали, и дальше мы шли налегке), нас посадили в индивидуально поданный автобус и подвезли к самолету. В общем, зашли мы последние, и самолет взлетел. Вот вам и китайский сервис! Вспомнила, когда мы в Домодедово на 1 минуту (!) опоздали на регистрацию а/к «Сибирь», и нас отправили искать представителя авиакомпании, и как мы его потом уламывали, чтобы нас посадил с имеющимися билетами на наш рейс. Мдя…

В аэропорту славного города Санья – ближайшего к местам отдыха – автобусы отсутствовали, как класс. Т.е. всех встретили машины из заказанных отелей, а мы остались на милость жадным таксистам. К тому же я планировала определиться с отелем на месте, имея на руках несколько адресов на выбор. Мне хотелось в бухту Ялунвань из-за чистого моря. Наш таксист говорил только по-китайски. Кое-как с помощью консилиума таких же водителей - моноглотов я попросила отвезти нас в нужную бухту в гостиницу 3 звезды. В ответ получила, конечно же, понимающий кивок. Едем. Я что-то говорю, он кивает. Через 10 минут (аэропорт в 5 минутах от города Санья) он заворачивает в 5-звездный отель. Я всеми конечностями активно машу – дескать, не сюда! Он ведет меня и ресепшен, где милая девушка просит меня повторить ей все, что я наговорила водителю. Я расслабилась и повторила просьбу отвезти нас в приличный 3-звездный отель. Например, «Кактус резорт». Он мне понравился еще в процессе выбора в России. И, как оказалось, не зря. Водитель привез нас, дождался, пока мы договоримся на ресепшен, содрал с меня 100 бат (хотя красная цена такому вояжу 50) – у меня не было мельче, а у него не оказалось сдачи. Расслабленная после пережитого в Гуанчжоу и Санье, я великодушно махнула рукой. Дескать, забирай.

Номер Deluxe pool view с завтраками нам обошелся в 415 бат за сутки. Просили больше, но у меня была распечатка, где указывалась цена при бронировании через Инет (вообще за 380 стандарт, правда, без завтрака). Отель стоял почти пустой (дело было в понедельник), в это время года отдыхают почти только китайцы, приезжающие на выходные. Мы были единственными туристами из России (была еще пара из Казахстана). Тогда как в соседнем отеле “Golden palm” 4* и “Intime” 5* в Дадунхае практически все были русскими. У нас даже объявлений на русском языке не было.

Номер нам достался прекрасный. Темное дерево в сочетании с белыми покрывалами и шторами смотрелось очень достойно. Халаты-тапочки наличествовали. Белье, включая пододеяльники, меняли каждый день. Очень понравился деревянный подносик - непроливашка с бортиками, чтобы можно было есть на кровати (ох, а мы это дело любим!).

В отеле огромный бассейн типа лагуны с фонтанами (вечером их подсвечивают разными цветами), обрамленный кактусовым садом (!). Кактусы разных форм, размеров и степени колючести, некоторые цветут. Я впечатлилась.

Отель на второй линии от моря, но это совсем не страшно. Построен в виде подковы – внутри вид на бассейн, снаружи на зеленый холм, где разбит Сад бабочек, и подъездную отельную дорогу (не общую проезжую трассу). К морю нужно идти вдоль бассейна, затем вдоль искусственного озера, пересечь дорогу и зеленую лужайку, которая отделяет пляж. Идти около 5 минут. Конечно, лучше, если бы море было прямо у порога, но зато у нас была большая зеленая территория. Пляж превосходный. Мало где я видела лучше. Море лазурное и очень чистое. Бухта не очень большая, окаймленная зеленой растительностью. Недалеко от берега маленький остров, оживляющий пейзаж. Песок достаточно крупный, чтобы не образовывать в воде мутную взвесь, но мягкий, ходить по нему приятно.

Оборудованных кабинок нет, поэтому приходить и уходить нужно в купальнике. Никаких неудобств нам это не доставляло, потому что до отеля недалеко.

Китайцы действительно не купаются. Молодежь резвится на берегу, хихикает, девушки в капри и под зонтиками, парни брызгают их из ладошек. И это все! Никак не пойму, почему они не нежатся на волнах на мелководье? Нам встречались китайцы доброжелательные, никто на нас специально не глазел и пальцем не тыкал.

Завтрак в отеле хороший, много блюд как европейской, так и китайской кухни. На хорошую азиатскую 3* вполне тянет. А вот обедали и ужинали мы продуктами, которые закупали в Санье. Дело в том, что наличные у нас практически закончились, а зарплату на карту еще не перечислили. Поэтому режим строгой экономии продлился дня 3. Банкомат стоит прямо на ресепшен, можно снять деньги без проблем.

Дважды в день (в 10 утра и около 16 часов) автобус отеля отвозит всех желающих в Санью (естественно, бесплатно, 20 минут езды), а потом забирает в условленном месте. Времени за 1 рейс хватает, чтобы закупить воду, соки, прочее необходимое. Очень удобно. Никаких проблем пронести в отель еду не возникало.

По вечерам можно поужинать в двух ресторанах отеля (на первом и втором этажах). На террасе под танец цветомузыкальных фонтанов можно послушать живую музыку. За ужином нас обслуживали 4 или 5 девушек, подающих к столу уйму всякой всячины, начиная с горячих салфеток, розеток с орхидеями и заканчивая водой для ополаскивания рук с фруктами и цветами. Подав очередное блюдо, девушки выстраивались рядком, смотрели, как мы едим, и изредка хихикали (!). Надеюсь, они рассматривали Веру, а не обсуждали недостатки техники владения китайскими палочками. Как назло, именно в этот вечер, заказав pork, мы получили груду жареного сала без проблесков мяса вообще. Есть мы это не хотели, девушки удивлялись и расстраивались, что нам не понравилась кухня.

Отдых на Хайнане прошел под знаком расслабленного ничегонеделания. Мы читали книги, а когда они закончились, пошли менять в отель Горизонт – там есть небольшая библиотека с русскими книгами. Посмотрели Сад бабочек – местный музей плюс колонию насекомых под сеткой в тропическом саду. Поскольку рядом, почему нет? Съездили на горячие источники. Экскурсия с 16 часов, час езды вглубь острова, вышли в 20 часов, уже темно. 3 часа показалось слишком много для десятка ванн и фонтанов. Необычен бассейн с рыбками, питающимися отмершими кусочками кожи. Рыбки маленькие, называются турецкими (написано, что их завезли из Турции). Около 1-2 см, живут в горячей воде (около 40 градусов), когда ложишься в бассейн, начинают тебя покусывать – около 100 – 200 рыбок одновременно щиплют за бока, очень активизирует. Да просто больно!

Два дня нашего отдыха бушевал небольшой и неразрушительный тайфунчик. Средь бела дня надвинулась туча, небо стало совсем черным, налетел ветер и принес с собой ливень. Один день дождь лил вообще без передышки, доблестные спасатели в море никого не пускали, и мы наслаждались звуками непогоды в чистом уютном номере. Я нашла канал со старыми китайскими фильмами – с Джеки Чаном, Джетом Ли, Брюсом Ли и др. Ровно в 17, 19 и 21 час я сидела у телевизора и караулила очередной шедевр. Мне понравилось, что фильм не прерывается рекламой, которая начинается только после его окончания и длится до начала следующего фильма (т.е. около 20-30 минут). Ее можно с удовольствием не смотреть.

Непогода сделала свое гнусное дело, и мы решили вернуться с Пекин на день раньше – для шопинга. По Интернету заказали в нашем хостеле билеты на Кунфу-фу шоу (еще раз) и на свой страх и риск поехали в Хайкоу, чтобы попытаться улететь сегодня с билетами на завтра.

Хайкоу – это столица острова Хайнань. Отдыхающих там нет. От автовокзала Саньи (нас доставил шаттл-бас отеля) за 78 юаней и 3 часа на автобусе доехали вместе с работающим людом. Пересадка – и мы в прекрасном аэропорту Хайкоу – стеклянно-серебристые залы с розовыми треугольными крышами. Доплатив около 50 юаней за билет, мы регистрируемся на ближайший рейс до Бэйцзина (Пекин). Закупаем сувениры с олимпийской символикой (до Олимпиады – 2008 еще два года, но куклы – символы Олимпиады – уже везде продают. Мне они очень понравились – красивые необычные игрушки с музыкальными именами: Дзинь-Дзинь, Нинь-Нинь и т.д. (уже забыла).

Пекин. Чемоданы в камеру хранения, рысью в хостел – и по магазинам. Девчонки на ресепшен сообщили места, где закупаются сами китайцы, поэтому якобы дешевле. Тряпье всякое разное. Есть майки по 5-7 юаней, интересные значительно дороже. Хотя можно купить оригинальные стильные вещи, за 200-300 юаней костюмчик. У кого какие аппетиты. Кунфу-шоу опять на высоте, и мы прощается с гостеприимным Пекином – городом-мавзолеем.

В аэропорту в 5 утра камера хранения закрыта. Я начинаю стучать. Проходящий служащий показывает на табличку «время работы с 6 до 24», но я-то договаривалась, что девчонки мне откроют, и начинаю долбиться снова. Заспанная хранительница открывает мне дверь (они прямо в камере и ночуют) и вытаскивает мой чемодан (знает, кто пришел!).

Следующая подстава – закрыт Duty Free. Только с 7 утра. А у нас рейс в 6:50. Кошмар! У меня на руках 3 000 юаней! Кому они нужны в России?

Забавно, на регистрации встретили друзей. Они летели с выставки, или ярмарки… надо же такому случиться? Побывали в Пекине и Шанхае почти в то же время, что и мы. Поднялись на телебашню, посмотрели на город в дымке – ничего не увидели, но главное – были!

Тем временем по многочисленным требованиям русских досрочно открыли Дьюти фри. И одновременно объявили посадку. Народ, проигнорировав призыв китайских самолетчиков, ломанулся сметать с полок алкоголь и сладости. Мне нужны были духи, поэтому я побежала в дальний конец аэропорта в отдел косметики. Затарившись парфюмом и каким-то алкоголем, запыхавшаяся, вернулась к своему выходу. Там сидела одна моя дочь. Она сказала, что китайская служащая несколько раз пыталась за руку провести ребенка на посадку, но та не поддавалась и дожидалась маму.

В общем, все завершилось благополучно, правда, я зачем-то привезла домой 1000 юаней. Времени истратить не хватило! Так что, товарищи служащие аэропортов, давайте больше времени вылетающим, и пусть ваша страна да пребудет в прибыли!

Маленькое отступление: когда вылет из Греции отложили на 3 часа, наша группа смела с прилавков нужное и ненужное, спустив все до последнего евро. А в этом году, улетая из Вероны, мы поторопились пройти границу, чтобы дорваться до вожделенного магазина, и с ужасом обнаружили, что Дьюти фри находится ДО зоны паспортного контроля. Мы грустно смотрели через стекло, как наши счастливые соотечественники выбирают подарки родственникам. А некоторые особо неугомонные просовывали евро в щель стеклянной перегородки и просили купить им «хоть что нибудь».

Маленький эпилог.

Рассказ был написан по сути дневником во время поездки. Сейчас прошел уже год. Негатив забылся, осталось восхищение прекрасной природой и такой разной местами страной. И я уже думаю, что осенью после Олимпиады-2008 я соблазню своих подруг и поеду в Китай еще раз. Опять подоспеет распродажа билетов, Пекин будет уже отреставрирован, и я снова увижу так запавший мне в душу Шанхай. Чего и вам желаю!