Правила съема


Не поддавайтесь туристическим инстинктам. Если где-нибудь на пустыре вбить колышек, — гуляющие там собаки будут неизбежно задирать возле него ногу. Если же на туристической тропе установить все что угодно, похожее на памятник, — непонятное, некрасивое, неизвестно чему посвященное, — люди с фотоаппаратами и «айфонами» будут рефлекторно фотографировать его и фотографироваться с ним.

Правила съема



Правила съема


Но интереснее будет попробовать снимать не то, что как бы предлагается снимать, или то, что вроде бы положено фотографировать в этом месте, — а что-нибудь другое. Все знают, как выглядит Пизанская башня или Собор Парижской богоматери. Поэтому вместо их открыточных видов можно снимать детали — особо полюбившуюся вам химеру в загогулине собора или необычный узор трещин. Можно поступить как фотограф Мартин Парр, которой вместо Пизанской башни сфотографировал толпу туристов, позирующих на ее фоне с выставленной ладошкой, как будто они поддерживают башню. И зачем, в конце концов, фотографировать ряженых гастарбайтеров-гладиаторов возле Колизея, если вокруг ходят настоящие живые римляне?


Научитесь фотографировать незнакомцев. Фотографировать вместо туристической мишуры реальную жизнь и колоритных местных жителей — это самый популярный совет в жанре «фоточки из отпуска». Но не всем легко на это решиться. Чтобы решиться, можно воспользоваться главной мантрой и самым надежным талисманом уличного фотографа — внутренней уверенностью «у меня нет плохих намерений». Вы фотографируете людей не затем, чтобы высмеять их или выставить в дурном свете, а потому, что находите их интересными и красивыми, — значит, вам нечего стыдиться или скрывать. Соответственно ваше поведение транслирует этот сигнал.


Если человек, которого вы фотографируете, задержал на вас взгляд, улыбнитесь в ответ, сделайте на лице вопросительное выражение и дождитесь его реакции. Он либо даст понять, что нужно прекратить, либо, по сути дела, даст пассивное согласие. В большинстве случаев не нужно суетиться и играть в шпиона, — это как раз вызывает у людей ощущение, что вы делаете что-то сомнительное с непонятными целями. В случае конфликта, особенно если интересным объектом для съемки вам кажутся не милые бабушки, а быт и нравы (например, марсельских гопников), стоит быть готовым понятно объяснить (и иногда английский тут мало поможет), зачем вы сделали эту фотографию. Скорее всего, гопник подобреет к попутавшему берега иностранцу, узнав, что тот был просто впечатлен мощной статью его цепного питбуля. Чтобы конфликты не испортили вам настроение, разберитесь заранее, что вот в этой конкретной стране можно снимать, а что нельзя (и по закону, и по сложившимся обычаям). Например, Армения — рай для уличного фотографа: люди доброжелательны и никак не реагируют на камеру, но единственные, кого здесь нельзя фотографировать, — полицейские. И они бдительно за этим следят (точнее, кажется, что они только этим и заняты). В Германии полицейских тоже нельзя фотографировать, но они не слишком об этом беспокоятся. В Стамбуле же вооруженные люди в форме, наоборот, с удовольствием попозируют (это еще один город-рай для фотографа). Станьте папарацци для своих спутников. Людям обычно хочется привезти, например, из Парижа фотографии «с парижской атмосферой», на которых они выглядели бы частью города и были похожи на беззаботных персонажей какого-нибудь французского кино. Вместо этого они получают снимки, на которых они, прихлопнутые фотовспышкой, стоят навытяжку на фоне Эйфелевой башни. Фотографируйте своих спутников не только и не столько тогда, когда они, картинно выставив вперед бедро, просят вас это сделать, а тогда, когда они задумались, замечтались, отвлеклись, торгуются на рынке, загляделись на любимую картину в музее, флиртуют с барменом, пробуют хорошее вино. Короче — слишком увлечены, чтобы заметить, что их фотографируют. Именно эти снимки они потом захотят поставить на аватарку. Будьте зорки и бдительны. Главная беда типичных отпускных фото — их замусоренность. Снизу — чья-то расплывшаяся макушка, слева — чужой толстенный зад, справа — непонятно что, в задний план въехал грузовик, а у прекрасной девы выросла волосатая ручища от проходившего мимо мужика. Чтобы всего этого избежать, нужно следить не только за объектом съемки, но и за тем, что происходит вокруг него. Точнее, даже не столько за объектом — с ним обычно уже все понятно, сколько за его окружением. Иногда, чтобы получить хорошую фотографию, нужно просто подождать, пока из кадра выйдет последний солдатик из целой армии японских туристов. А иногда армию японских туристов нужно, наоборот, подождать и впустить в кадр, чтобы в нем появился масштаб, контраст (например, старины и современности), юмор, история. Если же справиться со всем, что роится на заднем плане и вокруг, не удается, — подходите ближе, пока в кадре не останется ничего, кроме объекта. Будьте беспощадны, выкладывая фото в соцсети. Беспощадны к фото при отборе, а не к публике. Величайшие фотографы планеты отправляются в дичайшие места, проводят там недели и месяцы — и потом показывают оттуда фотоистории из десятка-полутора фотографий. При таком раскладе как-то чересчур оптимистично рассчитывать, что кому-то, включая и нас самих, будет интересно пересматривать 500 снимков с турецкого курорта. Елена Полякова Фото depositphotos.com