А вы знаете, что еще остались места, где не ступала нога человека, где еще трава не истоптана ногами туристов и горы не «выцвели» от вспышек фотоаппаратов? Мы тоже тогда и не думали о таких местах, а если и думали, то решали, что они уж точно не для нас – где-нибудь в джунглях Папуа или в дельте Амазонки. А оказалось, что такие места совсем рядом – стоит только посмотреть. Казалось бы, Киргизия истоптана вдоль и поперек еще советскими альпинистами, но остался там район, до которого почему-то никто не доходил – Западный Тянь-Шань. Вернее там есть и очень хоженые маршруты, кое-где даже водят платные группы, но в районе, называемом Таласским Алатау, туристов почти не было, и непройденные хребты все еще ждут своих первопроходцев.


Все рассказы

Неизвестный Талас

aysa@ngs.ru

aysa@ngs.ru , Июль 2010 г. , Киргизская Республика

А вы знаете, что еще остались места, где не ступала нога человека, где еще трава не истоптана ногами туристов и горы не «выцвели» от вспышек фотоаппаратов? Мы тоже тогда и не думали о таких местах, а если и думали, то решали, что они уж точно не для нас – где-нибудь в джунглях Папуа или в дельте Амазонки. А оказалось, что такие места совсем рядом – стоит только посмотреть. Казалось бы, Киргизия истоптана вдоль и поперек еще советскими альпинистами, но остался там район, до которого почему-то никто не доходил – Западный Тянь-Шань. Вернее там есть и очень хоженые маршруты, кое-где даже водят платные группы, но в районе, называемом Таласским Алатау, туристов почти не было, и непройденные хребты все еще ждут своих первопроходцев.

Всю зиму мы искали во всех доступных источниках хоть какую-то информацию, но ее было очень мало. До нас на этих ледниках побывала одна группа, прошла 2 перевала и кое-что сфотографировала. Но этого было очень мало – фотографии весенние, где все в снегу и дымке, описаний нет. Есть только карты гугль-планеты и описания перевалов в стороне от нашего маршрута. Даже маршрутом то, что мы придумывали чуть ли не полгода, было сложно назвать – скорее планы, где бы можно было пройти. Но маршрут заявлять надо и какую-то предположительную нитку составить тоже надо. В итоге получилось, что у нас есть один известный перевал на входе и пара – на выходе, а остальное - циферки, нарисованные от руки на рисованной же карте.

Несмотря на необычную идею маршрута, а, может, именно из-за нее, группа никак не набиралась. Были интересующиеся, но они никак не становились участниками. В итоге в поезд мы сели вчетвером.

Начало пути уже привычное, такое, как и много раз до этого. Поезд до Алма-Аты, стук колес и специальный паровозный чай, утреннее стояние на границе, лепешки и замороженная минералка в Семипалатинске.

В поезде

Потом Алма-Ата, которую мы в этот раз и не увидели – сразу же на вокзале сторговались с маршруткой на нормальную цену до Бишкека. Потом знакомая дорога в Бишкек, опять граница, и вот мы уже в Киргизии ждем машину, которая должна увезти нас подальше от цивилизации.

В Бишкеке

Уже по дороге из Бишкека в Талас есть на что посмотреть – дорога идет через горы, поднимается на три тысячи метров. Всю дорогу вокруг альпийские луга, а над головой – белые вершины. Вдоль трассы местные жители пасут скот и тут же продают молоко, кумыс, мясо и другие пищевые радости.

Долина Суу-Самыр

Сам Талас, хотя и немаленький по киргизским меркам город, больше напоминает сильно растянутую деревню. Здесь нам надо только купить бензин и ехать дальше. А дальше – дорога в горы, потом шлагбаум и еще немного дороги. Когда уже стемнело, водитель высадил нас и поехал назад, а мы остались ночевать и готовиться ко встрече со своими горами.

Просыпаемся, как и следовало ожидать, на дороге.

Очень маленький водопад в начале пути

И весь первый день идти вверх по дороге, а потом по тропе, по которой местные гоняют скот в соседнюю долину. Дорога очень живописная, поднимается по реке между разрушенных скал. Погода отличная – солнце, но жары нет. 

Дорога вверх по реке Бешкель

Тихонько ползем вверх, привыкаем к нагрузкам и увеличивающейся высоте. Второй день все так же идем по тропе. Вокруг уже не зеленые горки с цветочками и арчой, а ступени моренных валов.

К вечеру подходим к очередной ступени, за которой уже должен быть ледник, река здесь обрывается красивым водопадом, по которому и идет последний участок тропы. Мы ночуем под водопадом, в надежде завтра утром уже подняться на ледник и идти на перевал. Погода портится – начинается дождь, ночью переходит в снег.

Водопад на реке Бешкель

С утра погода вроде бы исправилась. Мы поднялись вдоль водопада и были разочарованы – это просто еще один моренный вал. А за ним еще один, но на этот раз небольшой и действительно последний.

Последний моренный вал перед ледником

К обеду выходим на ледник. Погода опять портится, настолько, что решаем сидеть и ждать – сыплет снег и опускается туман, а нам надо не только подняться на перевал, который еще есть в нашей карте, но и посмотреть вокруг, чтобы увидеть перевалы, которых там еще нет.

Перевал Бешкель и пик МАИ

На следующее утро туман раздуло и открылся вид на наш первый ледник. Достаточно быстро поднимаемся на перевал, а оттуда на безымянную вершину 4095 м, которую мы между собой называем пиком МАИ, в честь группы, которая ходила в этом районе до нас.

пик МАИ

Оттуда открывается замечательный вид на ледники, до которых мы еще дойдем, и перевалы, на которых еще не ступала нога человека. Рассматриваем и фотографируем все вокруг, пытаемся просмотреть наши будущие пути подъема и спуска, насколько это возможно.

Вид на ледник еще не пройденный ледник Агнайтор

Пока спускаемся с перевала в долину р. Каракульджа, опять начинается дождь. Теоретически где-то должна быть тропа вниз, но мы ее быстро теряем, поэтому приходится спускаться прямо по травяным склонам вдоль ручья. К вечеру выходим к большой тропе вдоль Каракульджи. На следующий день еще немного проходим по тропе вниз, а оттуда уже начинается неизвестная часть маршрута.

Долина р.Каракульджа

Выбираем наиболее понравившуюся долину, в которой надеемся найти перевал. В том месте, где мы собираемся уходить с тропы вверх, встречаем пастухов. Они говорят, что перевала там нет, а есть он только там, откуда мы пришли. Мы это и сами знаем… А еще они говорят, что наверх есть тропа.

Начинаем подниматься по этой тропе, но она заканчивается, не успев начаться, и мы оказываемся среди нетронутого человеком высокотравья. Опять начинается дождь, а трава становится все выше. Когда дождь начал лить стеной, трава уже была выше головы. Идти тяжело, приходится на каждый шаг проламывать стену мокрой травы, а остановиться и переждать дождь негде – склон достаточно крутой, а внизу река и нет никаких площадок. После очередного поворота реки увидели впереди огромный снежный мост, которым забита долина. Теперь осталось дойти до этого моста, а там уже пойдется гораздо легче. Но к вечеру мы только подходим к началу моста, ночуем под дождем на небольшой площадке у реки.

Высокотравье, вообще-то, там три человека

На следующее утро, промерзшие и невыспавшиеся, выползаем в туман. Надеваем кошки и идем вверх по снежному мосту. Идти очень удобно – набор высоты небольшой, сфирновавшийся снег держит хорошо.

Снежные мосты

Подходим к месту, где наша речка сливается из трех притоков. Решаем, по какому из них подниматься, идем по среднему. В висячую долину перед ледником поднимаемся по травянистому склону, изрезанному сурчиными тропами. Перед выходом на ледник садимся обедать, погода окончательно портится, видимость пропадает, решаем тут и ночевать, потому что куда идти – непонятно.

Погода портится

На следующее утро погода радует – вчерашний туман ушел, пурга и дождь прекратились, скоро должно встать солнце. Быстро собираемся, пока погода не испортилась. Поднимаемся на ледник и останавливаемся подумать, куда же нам идти. На выбор у нас три предположительных перевала. Долго сверяемся со схемой из гугль-планеты, пытаемся понять, что же ждет на той стороне этих перевалов. В итоге выбираем самую левую седловину, она же самая разнообразная – на пути подъема и снежный язык, и осыпь, и участок разрушенных скал. Поднимаемся наверх относительно легко, всего с одним привалом, все проходится просто пешком. И вот, наконец-то, мы на перевале, где до нас не ступала нога человека. Каких-нибудь потрясающих видов сверху нам не досталось, они ждут нас впереди. А здесь узкая седловина в разрушенных скалах и пологое начала спуска на неизвестную ветвь ледника Вокруг Света. Наверху обедаем и придумываем название перевала.

Где-то здесь будет перевал.

Про названия надо сказать отдельно. Мне всегда очень хотелось сделать первопроход, чтобы придумать какое-нибудь звучное и красивое имя для перевала, поэтому к названиям мы отнеслись очень серьезно и благополучно их запортили. Наш первый перевал мы назвали Горной Феей, в честь облаков, которые садились на склоны и все время портили погоду (ну нельзя же напрямую называть перевал задницей), хотя именно на этом перевале погода была самая хорошая за весь поход. Там, наверху, это казалось очень смешным. Потом, когда появились сомнения, мы были уже далеко внизу, а записка с этим названием осталась в туре на седловине.

Начали спускаться на ледник. Спуск не просматривается из-за большого перегиба. Сначала все очень просто и полого, потом спуск становится круче и как будто уходит из-под ног. Сначала хотим вешать веревки для страховки, но потом находим путь, по которому можно спуститься пешком. Здесь нам сильно повезло, что в последние дни выпало много снега, и в нем можно было делать хорошие ступени, иначе пришлось бы все-таки вешать веревки.

Мы наконец-то нашли свои ледниковые красоты. Между верхней и средней ступенью ледника выходят стены растрескавшегося голого льда, удивительно темного на фоне чистого снега. С боковых скал водопадами сбегают ручьи и с грохотом уходят под лед. Сам ледник ветвится на несколько лепестков, с одного мы спустились, на другой сейчас поднимемся, есть еще один, который посмотрела группа, которая ходила до нас, а что есть еще на двух – никто не знает.

Вид на лепестки ледника Вокруг Света, средний - спуск с перевала Горная Фея, на двух других никто не был.

Ледовые линзы

По снежному языку, мимо линзы голого льда поднимаемся на другую ветвь ледника. Здесь мы ищем следующий перевал. Его прошла группа, которая ходила до нас, и у нас есть его размытая фотография. Перевал узнается легко – по характерной «улыбке» в хребте. Заодно смотрим и фотографируем все вокруг, вдруг кому-то пригодятся наши «размытые фотографии».

Ночуем, не доходя следующего перевала, в верхней части ледника. Вечером приходят те самые «горные феи», но они сегодня не садятся на склон и не осыпают нас снегом, а как будто рассматривают, кто же сюда забрался. Облака низко-низко бегут над ледником, цепляются за наши головы, а потом убегают дальше. Усиливающийся ветер разгоняет фей, а нас загоняет в палатку.

«Феи» над лагерем

Всю ночь ветер проверяет на прочность нашу палатку. Поэтому утром все невыспавшиеся. Погода уже не такая радостная, от вчерашнего солнца почти ничего не осталась – пасмурно, ветрено, временами снежит, но хотя бы видимость есть. Поэтому пытаемся как можно быстрее собраться, что бы идти дальше. Следующий перевал, вроде бы не сильно сложный, но сказывается накопившаяся усталость – идем заметно тяжелее, чем вчера.

На перевале ищем следы предыдущей группы, но ничего нет. Поэтому тур складываем сами, пишем записку, что мы прошли перевал по описанию группы из МАИ.

Перевал Вокруг Света

С перевала открывается вид на еще один ледник. Хотя здесь до нас были ребята из МАИ, но по их фотографиям было сложно разобраться, насколько этот ледник проходим и насколько сложны перевалы, ведущие назад в долину Каракульджи. Поэтому, когда спускаемся на ледник, стараемся пройти поближе к хребту, что бы рассмотреть все возможные перевалы – завтра на какой-то из них лезть.

После обеда идем смотреть нижнюю часть ледника. Про эту ступень у нас не было никаких описаний, а по снимкам из гугль-планеты не очень понятно, насколько этот ледник проходим. Сначала мы хотели с него спуститься, но к этому моменту уже оставалось совсем мало времени (из-за погоды все время приходилось задерживаться), поэтому прогулочную часть сократили до минимума.

Ледник Агнайтор, закрытый водой

В нижней части ледника снег тает. Сначала получается снежно-водяное месиво поверх ледника, а потом ледник становится полностью открытым. По нему бегут ручьи, иногда они промывают дыры и убегают глубоко в трещины. Ледник поет и гудит от воды сверху и снизу. Спуск с ледника достаточно сложный, поэтому только смотрим на него и идем назад, к тому месту, где обедали. Там ночуем и назавтра собираемся лезть на очередную приглянувшуюся седловину.

Но погода опять ломает все наши планы. Ночью начался сильный снег и опять пришел туман. Проснулись еще до рассвета от звука сходящих лавин – со всех окрестных склонов, гудя падали пласты снега, то большие, то маленькие. Вроде бы с вечера ставили лагерь так, чтобы до нас ничего не долетело, но все равно, как только светает, выходим осмотреться, чтобы убедится в безопасности. Но это нам не удается – видимость метров пять и только плотный туман вокруг. Идти никуда нельзя – не видно не то что гор вокруг, а даже вчерашних следов. Решаем сидеть и ждать погоды.

Пока сидим, придумываем возможные пути отступления, потому что, если назавтра погода не исправится, то времени у нас остается только на то, чтобы спуститься и выйти к дороге к сроку, когда за нами приедет машина. А спуститься не так-то просто, потому что мы там, где нет троп, где ниже по реке неизвестны броды, а ближайшие люди через хребет, на том шлагбауме, откуда мы начинали.

Уже перед закатом снова поднимается ветер и разгоняет облака. Наконец-то видно горы, которые после почти суток снегопада преобразились и стали как будто еще больше и суровее. Еще раз смотрим на наш завтрашний перевал. Теперь мы уже точно знаем, что нам туда обязательно надо.

Будующий перевал Туманный

Утром погода почти такая же хорошая, как и вечером, но внизу уже снова собираются облака. Быстро собираемся и еще до рассвета начинаем подъем наверх. Путь уже много раз просмотрен, но все равно идем осторожно, опасаемся закрытых трещин. Хотя подъем достаточно пологий, идем очень медленно из-за накопившейся усталости и рыхлого снега под ногами. Временами набегает облако и тогда видимость опять падает до нуля, хорошо, что мы идем в связке и никто не может отстать.

Когда мы поднимаемся на перевал, тучи расходятся и открываются прекрасные виды. Назад, на наши ледники, и вперед – в долину Каракульджи, где среди жгучей зелени альпийских лугов со склонов сбегают реки, закрытые ярко-белыми снежными мостами.

Вид с Туманного в долину Каракульджи

Над названием этого перевала думаем уже гораздо меньше – надо бежать вниз, а не думать. Называем перевал Туманный. Опять собираем тур и пишем записку.

Спуск с перевала неприятный, сверху сыплются старые разрушенные скалы, ниже – между валами морен скользкие языки снежников. Потихоньку сползаем вниз до начала травки. Хотели сходить посмотреть соседний хребтик, но время поджимало, поэтому сразу пошли вниз к реке. До реки по-прежнему нет никаких троп, поэтому спускаемся по руслу пересохшего ручья и опять по траве, хотя бы не такой высокой, как была на подъеме.

К вечеру выходим на уже знакомую тропу вдоль Каракульджи. Здесь уже есть пастухи и пастушьи тропы. Дальше нам предстоит только трехдневный выход по этим тропам, правда через еще два перевала. Но обнадеживает то, что через эти перевалы гоняют баранов, а значит, и мы пройдем.

Сирпантин на перевал Каракульджа

Следующие три дня мы просто быстро выходили по пастушьей тропе. Сначала по сумасшедшему серпантину, нарезанному в травянистых склонах перевала Каракульджа, потом по широкой долине реки.

В долине

Потом – через осыпной перевал, через главный хребет – к людям.

И когда уже казалось, что мы почти дошли, появилось новое препятствие – броды.

Река разлилась и залила дорогу

Из-за сильных дождей поднялась вода в реках и мосты, по которым раньше шла тропа, смыло, дорога просто уходила в реку и извивалась уже на другой стороне.

Пришлось бродить. Река слишком бурная, чтобы можно было просто пройти пешком. Я на страховке перебираюсь на тот берег и там вешаю страховку для остальных участников. Вылезаем из воды, обсыхаем, кажется, что уже все – горы отпустили, тропа через пару часов выведет к шлагбауму, где нас ждет машина. Но очень скоро тропа, обойдя прижим на том берегу, опять перебирается через реку, и мост опять смыт. Здесь место для брода еще хуже, чем было выше по течению. Пытаюсь опять перебраться на страховке, но на этот раз меня смывает и приходится вылезать по веревке назад. Всякие попытки хоть как-то перекинуть веревку или положить бревнышко тоже не приводят к успеху. А тропа на том берегу такая хорошая, что уже почти дорога.

Живописные скалы, которые тропа обходитпо другому берегу

Наверх по нашему берегу уходит какая-то слабая тропка, решаем сходить по ней посмотреть. Тропка идет по хребту до слияния двух рек, там стоит какой-то развалившийся летний домик, но нет ни брода, ни моста. Потом мост все-таки находится, но достаточно далеко и от тропы и от домика. А от этого моста уже видно выход на хорошую тропу, а значит, и к конечной точке.

Возвращаемся за вещами к месту неудачного брода и как только можем быстро идем к мосту, а потом по тропе – вниз. До вечера надо успеть к шлагбауму, до туда еще очень далеко, а машина наша вполне может взять и уехать.

Ниже по реке начинаем встречать людей - местные сюда ходят рыбачить. Один из рыбаков говорит, что недалеко внизу у него есть машина и он нас подвезет до шлагбаума. Доходим до его машины, она оказывается стареньким УАЗиком с кузовом. Но вниз на ней собираемся ехать не только мы, но еще и трое пастухов со своими баранами (числом тридцать пять) и коровой. Еле-еле устраиваемся между баранами, рюкзаки кладем сверху. Даже удивительно, как вся эта конструкция едет. Но тут уж лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Внизу нас дождалась машина, а, значит, уже вечером будет праздник живота и, возможно, даже будем спать на подушке, и не будет всюду проникающего дождя. И еще не думается о том, что больше не будет ветра и блеска снега, что не будет чистой воды и цветов, и вообще не думается о том, что будет дальше. Пока мы просто сидим, и это уже хорошо.

На следующий день - дорога до Бишкека, откуда все разъезжаются в разные стороны – на поезд, на самолет, а я на автобус до Чолпон-Аты, откуда уже через три дня начнется новый поход.

Полезная информация