Идея такой поездки зрела уже давно – детки подросли, пора бы им и Горы показать… вдруг потом со мной ходить будут? :)

Все рассказы

Горы, детки и прогулки :)

Дмитрий Silevi , Горный Алтай

Как это иногда случается, решил-таки снова написать какой-то отчет о поездке в Актру… (Походе или поездке? :) да кто ж его знает.)

Идея такой поездки (назовем ее все-таки так) зрела уже давно – детки подросли, пора бы им и Горы показать… вдруг потом со мной ходить будут? :)

Поговорил с другом, тот неожиданно сказал – «А поехали! Я тоже возьму с собой сына! Будем ходить с детями (да, почему-то именно с детями, а не детьми :) ) по Горам!». Веселый он парень… А самое веселое, что из всех нас только я и был в Горах до этого, соответственно почувствовал себя просто-таки папаном-героином :)

Выехали… в пятницу вечером… думали, типа будем на Семинском к полуночи – счас! до Евсино была одна сплошная пробка! В общем, приехали к гостинице на Семинском в два часа ночи, комната, вроде как, была забронирована... но это же Алтай :) На мой вопрос о комнате, девушка со второго этажа ответила – «мест нет, ну нету местов!». На счастье, появился какой-то мужик алтайской внешности и сказал, что можно переночевать в «банкетном зале» :) , что мы с радостью и сделали, положив деток (в количестве трех штук :) ) на разложенный диван, а сами завалившись в спальниках на пол.

Рано утром встали и продолжили свой путь в Актру.

Доехав до Акташа, решили пообедать, а заодно узнали, что здесь есть Билайн. «Хм…» - подумал я, «а не купить ли мне сим-ку на всякий случАй ?...» и купил, за 160 рублей. Как впоследствии выяснилось, очень даже и не зря.

Да! А ехали-то мы на двух машинах – Форестере и Карине, соответственно, когда пересекли Курай и выехали на «увлекательную дорогу по Курайской степи», восторгу моего друга не было предела :) (он на Карине ехал). А когда мы еще и смогли пересечь броды через Тюте, он был практически счастлив, но самое интересное его ждало впереди на горке после арыка… я решил, что все эти замечательные высказывания по поводу дороги и в свой адрес до 7-го колена весьма даже неплохо представляю, поэтому чуть ускорился, но Серега не отстал :) А когда он вылез из машины, то сказал, что вот это (!) и было настоящим экстримом в его жизни :)

Как настоящие туристы :) , полные настроя на свершения, мы отвергли все предложения приехавшей за нами группы поднять нас на машине до Альпцентра, а решительно одев рюкзаки на себя и детей (пусть привыкают к сложной туристской жизни ;) ) отправились пешком от Перевалки в путь до Сачков (около 9 км). На самом деле, это решение было несколько смелым... и даже не из-за веса рюкзаков, а из-за обилия крупных летающих и кусачих насекомых (типа слепней), кружащихся вокруг нас в неимоверном количестве. Через пару-тройку километров детки начали пищать, но мы мужественно ( :) ) шли дальше…

На разливах Актру стало лучше – ветерок, растительности почти нет, в общем почувствовали облегчение :)

На Сачках нас встретили неплохо, даже сразу выделили место под большую палатку на деревянном помосте. С одной стороны, это весьма удобно – вода в дождь не заливает, пол получается ровный, но с другой - сложно колышки на досках закреплять :) , пришлось растяжки гвоздями забивать (с помощью камней, кривых гвоздей и .. :) ). Нормально… (Первая фота)

Да! Договорились о питании в домике, завтрак и ужин. На самом деле, когда ходишь с детьми, то это удобно, тратится существенно меньше времени утром и вечером, да еще и продуктов нести надо меньше.

Изначально были планы провести пару ночей на Голубом Озере… :) но для деток 5-8 лет это оказалось уже чересчур, поэтому все время ночевали на Сачках. На самом деле, если идти в начале августа, то вполне реально, только надо деткам давать больше времени на акклиматизацию, хотя бы дня три. А в начале июля на Голубом еще прохладно... да и погода не очень подходящая.

На следующее утро пошли на Голубое Озеро! Погода с утра была замечательная – солнышко, легкие облачка. Пошли без рюкзаков, поэтому детки сначала скакали как сайгаки :) , но, видимо, палящее высокогорное солнце и крутой подъем перед жандармами (или бараньими лбами), запирающими ледник Большой Актру, показался деткам весьма напряженным. Мы поняли, что взяли с собой мало воды (всего две бутылки по 0.5 л, из-под Powerade – кстати, очень удобные). Пройдя половину подъема на лбы, Серега нашел какую-то капающую со скал воду и тут же выдал её как «могучая, наполняющая вас Силой Гор!». Как ни удивительно, но дети поверили :) , обрадовались и даже поскакали дальше.

Да! Еще раз убедился, что ледник на каждого влияет по-своему, Серегин сын совершенно спокойно по нему прошелся (мы вывели деток на ледник просто чтобы показать, что это за зверь :) ), а вот моя доча отнеслась к нему весьма-таки с опаской и попросилась сразу же на морену.

На подходе к Озеру увидели группу матрасников, предлагавших нас подвезти до альплагеря на Перевалке, оказалось, они вышли где-то на полчаса раньше нас :) На Озере было прохладно, плавали льдины и дикие туристы :) , Серега даже к ним присоединился (вторая фота). Мы пофотографировались, отдохнули, детки покидались камнями по льдинам :) , поболтали со стоящей на Озере группой из Уфы и Челябинска, пообедали, а потом пошли обратно. На подходе к Сачкам нам казалось, что все, детки уморились и вечером будут тихо валяться в палатке… счас! :) через часик-полтора они уже вовсю скакали вокруг озерца на Сачках и висли на деревьях..

Следующий день был днем отдыха для деток, а мы с Серегой, оставив их в альпцентре, пошли на Купол, через скально-осыпной кулуар. Ну, про этот, полный незабываемых воспоминаний о камнях путь уже писалось много, а вот в Зеленой Гостинице еще, конечно, обилия цветов не было – все-таки только начало июля, а там ведь под 3000 м высота. Но была совершенно замечательная мягкая травка, на которой мы, завалившись, отдыхали на обратном пути. Сам ледник Купола оказался в нижней части немного в снегу, а чуть выше – довольно скользкий, поэтому веревка и пара кошек, которые я взял с собой, оказались не совсем лишними. Всю дорогу над нами нависали облака и даже периодически шел легкий дождик, но вершина встретила нас солнцем и обалденно красивым видом на затянутое облачками ущелье Актру.

Путь назад прошел спокойно и довольно быстро, хоть я и норовил периодически завалиться куда-нибудь на камни :)

Вечером, с детками, пошли купаться на водопад :) , который ниспадает из соседнего с подъемом на Купол кулуара. Оставив деток на гребне морены, поднялись с Серегой ко второй ступени водопада, там залазили под падающую воду и фотались – обалденные ощущения :) кажется, что тебя просто сейчас смоет! (Третья фота). Спустившись к морене, услышал от дочи «Папа! Фи! :) ... Страшно поди было ?»

Четвертый день прошел под знаком перевала Учитель :) Поднимались туда не спеша, делая частые привалы, тропа все-таки крутая и детки быстро устают. Самое забавное, что сначала не могли найти начало тропы, но потом нам показали на дорожку возле туалета на ПСО :)

На сам перевал не поднялись… вышли из зеленки (в смысле с тропы по травке и кустарнику) на камни, поднялись на небольшое плато и решили, что хватит – выше уже виднелся снег. Открылся замечательный вид на ущелье и окружающие Горы (Купол, Караташ). Детки посмотрели вокруг, а потом придумали какую-то хитрую игру и так заигрались, что даже уходить не хотели :) (Четвертая фота) Но начался дождь, ущелье затянуло и мы потянулись вниз… Дорога была сложной, склон крутой, скользкий, а тем более в дождь, главное – держать маленьких, чтобы они не соскользнули. Так и шли – я держа за руку периодически падающего на меня Костьку, и Серега с Валеркой. Доча моя, поскольку все-таки постарше (10 лет), шла сама, но все равно сзади.

Дождик шел весь оставшийся день, то чуть прекращаясь, то снова начиная лить. А под самый вечер небо развиднелось, даже появились звезды, и мы зажгли костер, поджаривали ботинки и носки :) и болтали о жизни…

На утро мы с Серегой встали рано, подняли деток, позавтракали и решили вновь оставить наших маленьких туристов отдыхать и наслаждаться ущельем и озерцом, а самим попробовать «сбегать» на Караташ, по Малому Актру.

По морене прошлись довольно быстро, правда, чуть не вылетели на осыпи, которые Серега предложил преодолеть под скалами :) , но я благоразумно стянул его вниз на гребень морены, откуда мы имели возможность лицезреть красивый камнепад.

Ледник был практически открытым. Пожалуй, самой неприятной частью в плане бергшрундов была вторая ступень, после подъема по крутячку, там трещины были засыпаны снегом, но было видно, что «их там есть!». Соответственно, проходили это место, натянув веревку, а на обратном пути я даже успел по пояс в одну трещину заглянуть :) , неприятные ощущения, хотя, впрочем, нормально. Очень красивым оказалось плато наверху Малого Актру, с погодой повезло, и на этом месте, на фоне фиолетового неба, светилась и искрилась Снежная… Красота!

Попив водицы из ледника и перекусив курагой, мы отправились дальше на Караташ, по осыпному кулуару. Да, как обычно, кажется, что вот-вот и за этим подъемом уже будет вершина... но она появилась довольно неожиданно :). Три торчащих палки и записка в останках ракетницы возвещали о том, что мы пришли. Усевшись, мы наслаждались видом Гор, звонили по телефону :) и разглядывали открывшуюся Белуху, а с другой стороны, Южно-Чуйский хребет. Погода и видимость была такая, что где-то на Юго-Западе даже виднелись китайские Горы!

Путь вниз был быстрее, но тоже весьма незабываемый :) (Последняя фота)

Вернулись только под самый вечер, благо нас еще и накормили.

После ужина сели вокруг кострового места, Серега учил детей разжигать костры :) , а я откровенно прикалывался над его веселыми попытками построить деток.

На следующий день был запланирован еще один небольшой поход с детями по окрестным местам, но, к сожалению, пришлось срочно спускаться вниз и ехать домой. Бывают ситуации… о чем мне и позвонили по телефону.

Поездка оставила очень хорошее впечатление, и у взрослых, и у деток. Надо будет на следующий год на Шавлинские с ними сходить ;)