к сожалению в первый раз мне не удалось увидеть кофуны, но собираюсь наверстать.
Более полувека назад эквадорский бизнесмен и археолог Э. Эстрада на основе исследования керамики культуры вальдивия выдвинул смелую гипотезу о «заокеанских» корнях керамического производства. Предполагалось, что ее носители прибыли в Южную Америку с Японского архипелага, совершив трансокеанское путешествие на побережье Эквадора. На основе детальной типологии вальдивийской керамики, в основу которой легли техника нанесения орнамента, профиль венчика и форма сосудов, были выявлены элементы, имеющие явные аналоги в японской культуре дзёмон.
Согласно гипотезе Э. Эстрада, носители культуры дзёмон совершили трансокеанское плавание от Японского архипелага к побережью Эквадора.
Эта гипотеза, расколола научное сообщество на яростных критиков и сторонников. Одним из ее сторонников был Тур Хейердал.
Идеи Хейердала были не единственным источником интереса Эстрада к археологии: в конце 1940-х—начале 1950-х гг. тема древних трансокеанских путешествий довольно активно обсуждалась в научных кругах и на страницах научно-популярных изданий.
Например, она была озвучена в 1954 г. в докладе японского археолога И. Явата на XXXI Международном конгрессе американистов в г. Сан-Паулу (Бразилия). Однако с Южной Америкой первым связал керамику дзёмона именно Эстрада. К сожалению, Эстрада не суждено было узнать в полной мере реакцию научного сообщества на свою гипотезу: 19 ноября 1961 г. он скоропостижно скончался в возрасте 45 лет.
Глиняные женские фигурки – одно из важнейших сходств культур дзёмон и вальдивия. В Японии их называют догу, в Эквадоре – вальдивийскими Венерами.
Когда я путешествовала по Гватемале еще в 2011 году, ничего не зная о теориях Эстрады, у меня возникло четкое ощущение о связях Японии и ЦА.
Японская полигамная кладка в кофунах тоже очень похожа на ЮА
Приложенные файлы

Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.
Альберт Камю