12 июня

Утром было движение по дороге главным образом в обратную сторону – от моста через брод в сторону горной долины. Проехали несколько подростков с небольшим табуном лошадей, пара легковых машин с сидящими в них алтайцами.

С той стороны реки подъехал УАЗик с тремя мужиками. Один алтаец и двое русских, что-то вроде патруля лесной охраны. Одежда – энцефалитные костюмы, смотрятся как униформа, на поясах ножи висят, серьёзные такие кинжалы. Алтаец был у них за начальника. Высокого роста, толстый, немолодой и шумно-разговорчивый. Попугал меня, что сейчас оштрафует за разведение костра в неположенном месте, якобы здесь до меня кострища не было. Я стал бурно возражать, что кострище было, и что кроме кострища была куча мусора, который я сжёг. (И это – правда, хотя возможно, несколько преувеличенная мной.) На это алтаец-начальник ответил: «Ты – хитрый, и говоришь много. Наверное ты – еврей!» Однако к теме, чтобы меня оштрафовать, больше не возвращался. Они ещё постояли здесь. Алтаец-начальник продолжал шумно разговаривать со мной, и вообще говорил всякую фигню, которая ему в голову придёт. Из этой фигни, озвученной этим человеком, сейчас вспоминается, что «В правительстве засели одни евреи, и поэтому в стране бардак и людям жизни нет.»

Тем временем в сторону гор проехало ещё несколько легковушек. «Алтайцы из Тюдралы поехали в горы праздник отмечать. Сейчас водки напьются, вечером пьяные все будут.» –кто так сказал, не помню, кажется всё тот же алтаец-начальник. Один из русских с ножом на поясе тоже принимал участие в разговоре. А второй русский – водитель, машину помыл.

Они поехали дальше по своим делам. Я завязал уложенный во время разговора рюкзак и пошёл на трассу.

Навстречу – 9-ка. Останавливается, водитель что-то спросить хочет, в машине – русская семья. Они из Алтайского края, из какого-то города рядом со Славгородом. Семья – три человека, начинающие автотуристы. Мужчина лет 30-ти. Неспортивная фигура, лишний вес. И живой интерес ко всему вокруг. Подумалось, что этот человек проводит бОльшую часть своего времени среди компьютеров где-нибудь в городской администрации, или в редакции газеты и засиживается на работе допоздна. Женщина – из тех умных женщин, которые всё понимают и знают, когда надо говорить, а когда – молчать, и которые в 40 лет становятся красивее, чем были в юности. Впрочем, до этого возраста этой женщине ещё далеко. И девочка лет 10-ти, маленький симпатичный застенчивый пассажир.
В Республику Алтай они выбрались впервые. В прошлый раз ездили в Чарышский район. Глава семьи активно пользуется Интернетом. Перед поездками узнаёт из Сети информацию о местах и о дорогах. Они, как и я заехали в Республику Алтай со стороны Солонешного вдоль Ануя. Только через Бащелакский хребет, как я, не переваливали. Ночевали в районе Усть-Кумира. А сейчас искали местечко для дневной стоянки.

Женщины в разговоре не участвовали, а мужчина был очень разговорчив. Но это – совсем другая разговорчивость, не такая, как у недавнего алтайца-начальника. Точнее, это даже и не разговорчивость. Человек переполнен впечатлениями. Слов естественно, не хватает, а высказаться уже просто необходимо. Сначала я разговаривал, не снимая рюкзака. Но разговор никак не мог закончиться. Не помню в какой момент, он вышел из машины. Наконец, дело дошло до того, что понадобился мой атлас. Дальше разговор продолжался со снятым рюкзаком.
Рассказал им, что скоро будет чистая речка, приток Чарыша. Переехать её на 9-ке – не проблема, своими глазами видел, как алтайцы переезжали, и именно поэтому ехать туда, через реку ближе к горам не стоит. День сегодня праздничный, и алтайцы эти 100 % будут пьяные. Поделился своим опытом, как лучше вести себя при встрече с алтайцами. Что во-первых, не надо пить с ними алкоголь, и вообще, держаться подальше от пьяных алтайцев. Если сидите у костра, и к вам подходят, то самое лучшее – чтобы мужчина встал, поздоровался и сказал, как его самого зовут. По крайней мере, я всегда так делаю и контакт устанавливается легко. Что слово «здорОво» для алтайцев – общепринятое приветствие, а не фамильярность и не грубость. И вообще, интонация разговора может показаться резковатой, но это – просто у них такое произношение.

Они решили остановиться на месте моей ночёвки, когда узнали , что там остались сухие дрова и ещё тёплое кострище.

Я всегда радуюсь, когда встречаю таких вот начинающих туристов, которые многое увидели и испытали в первый раз и на их лице написан восторг. Наверное, и моя бородатая морда и мой посох тоже останутся в памяти у них в ряду впечатлений этого их путешествия. Я тогда ещё в самом начале разговора так подумал, и эта мысль была забавна и приятна.
И ещё, такое невысказанное вслух пожелание, чтобы люди, начинающие как автомобильно-матрасные путешественники, постепенно приобщались к активному туризму.

Нельзя выразить Невыразимое!