9 июня

До Тюнгура был попутный жигулёнок, за рулём – молодой алтаец. Он меня довёз до моста через Катунь, так что Тюнгур я прошёл весь пешком. Остановился возле доски объявлений. Интересно бывает почитать объявления где-нибудь в деревне. Здесь читалось только два, остальные были замыты дождями.
Вот о чём эти два:
Первое:
«Закуп скота…молодняк меньше 200 кг. – 38 руб/кг,
……………»

при бОльшем весе животного цена килограмма – больше.

И второе:
«Что надо знать про ТУБЕРКУЛЁЗ
Туберкулёз – инфекционное заболевание
……
симптомы
……»


Магазины были ещё закрыты, так и пошёл в свой пеший переход, не купив ни мёда ни сыра.

На выходе из Тюнгура на пригорке – памятник, братская могила бойцов красногвардейского отряда под командованием Петра Сухова. (В Барнауле есть улица имени Петра Сухова. А отряд формировался в Кольчугино (нынешний Ленинск-Кузнецкий)).

Нормальная грунтовая дорога. Где-нибудь в Новосибирской области в отдалённые деревни есть дороги намного хуже. Стоят избушки, через несколько километров попадаются.
Пасутся стада.

В одном месте поднимаешься на взгорок, и видишь плакатик-стендик: нарисована палатка на фоне сгоревшего леса, из палатки высовывается пузатый лысый мужик в майке и очках. И надпись:


Ну, думаю: «Попал я в зону бедствия. Сейчас поднимусь на этот взгорок, а там – выжженная земля, чёрная пустыня на много километров.» Поднялся, и отлегло. Нормальные зелёные лужайки с цветущей клубникой. «Ну, слава, тебе, Господи!»

Несколько километров меня подвезли двое мужиков на мотоцикле с коляской. Они ехали на какое-то дальнее пастбище на смену пастухам, останавливались возле каждого ручья порыбачить, не торопились в общем. Проехали мимо памятной доски на месте последнего боя отряда Петра Сухова. Вокруг лес, дорога идёт по крутому склону, памятная доска стоит прямо возле дороги, возле неё лежат цветы, таёжные пионы.

Дорога – с ямами и лужами, но вполне проезжая.
Остановились возле моста через речку. Я мог бы подождать, пока мужики порыбачат, и проехать с ними ещё километра три, но ждать не стал.

Встретился алтаец на коне, ещё 3 коня в поводу. Говорит, ночевал сегодня возле реки Казнахта, в 5 утра оттуда стартовал. Ещё говорит, позже реки Тургунда и Казнахта разольются, что ни вброд не перейти, ни на грузовике не переехать.
После этого ещё встречалась группа местных конюхов, человек 8 верхом. И потом – группа туристов на лошадях с конюхом.

Дорогу до брода через реку Тургунда я бы оценил так: «ГАЗель проедет». Да, надо сказать, что после Тюнгура почему-то километровых столбиков не стало. Я тогда стал засекать время и отмечать на карте, сколько времени у меня ушло на переходы между приметными пунктами.

Возле брода стоял ГАЗ – 66. И пара палаток. Бригада рабочих делала какую-то работу. По-моему они нагружали кузов машины камнями, и потом засыпали этими камнями ямы на дороге. Сейчас шёл дождь и все сидели в палатках. Было бы конечно интересно пообщаться с людьми, но представил себе, как я залажу мокрый в переполненную палатку, и расхотелось, решил, что пообщаться с местными жителями на этот раз мне не судьба, и пошёл вброд через реку.

После Тургунды дорога, выходит чуть-чуть наверх, невдалеке стоит домик, колея идёт к домику и всё, кончается. Не доходя домика вверх идёт совсем слабая колея с боковым креном, очень скоро превращающаяся в тропу.
Тут я пожалел, что не взял фотоаппарат. Сфотографировать, и выложить в Сети с подписью: «Вот ЭТО в атласе показано, как дорога». Вспомнилось: «Русские называют дорогой то место, где собираются проехать».

Склон такой крутизны, что, покатившийся по нему камень может уже не остановиться. По склону горизонтально идёт нормальная горная тропа. На велосипеде я бы пожалуй бОльшую часть этой тропы проехал, остальное – провёл бы. А вот на лошади бы побоялся ехать верхом, к верховой езде я менее привычен, чем к велосипеду. Ну а пешком (самое для меня привычное) – всё нормально, только, когда садишься отдохнуть, или помедитировать-полюбоваться, рюкзак надо ложить тщательно, чтобы не покатился.

Нельзя выразить Невыразимое!