Теперь – на Солонешное. Голову посетила свежая идея, что туда можно добраться, не возвращаясь назад по трассе по которой приехал. Можно двинуть на Малый Бащелак, Большой Бащелак, потом перевалить Бащелакский хребет, на карте нарисована какая-то дорога тонкой серой линией, я её стал называть «тракторная». Понятно, что машины там не ездят, понятно также, что пешком всё пройти можно. Выходило километров 30 пешего хода со слабенькой надеждой на попутный трактор. Ну конечно же я выбрал этот вариант, а не возвращение и объезд по степям!

Дорога в сторону Бащелака без асфальта. Оттуда с перерывами в несколько минут ехали пустые Камазы-самосвалы, естественно поднимая огромные тучи пыли. Впрочем, стоял я на этом месте недолго. То есть недолго – собственно стоял, на помыть ноги, посидеть чуть в сторонке от пыльных туч среди цветущей клубники, помедитировать, времени ушло больше, чем на стояние-голосование. Посадили меня четверо мужиков в рабочей одежде на Ниве с маленьким грузовым кузовом сзади. Все четверо – весёлые, а один, явно к тому же – навеселе. Всё ясно: пятница вечер, мужики с работы домой едут, пиво пьют. Разговаривали (то есть обменивались информацией) мужики главным образом между собой. Не значит, что я не был вовлечён в разговор. Просто темы, которые я затрагивал, а затрагивал я про путешествия и пограничные зоны, сами собой перерастали в шутки про наркокурьеров, и они уже одного из своей компании назначили козлом отпущения, то есть главным наркокурьером, на тот случай, если нас тормознут таможенники, пограничники, спецназ КГБ, или ещё какой представитель власти. Впрочем, никакие таможенники на этих 11 км. до Сваловки нас не тормознули, и мужики ещё успели обсудить, на этот раз серьёзно, без шуток, свою работу: косьбу, пахоту, новые трактора, которые закупил совхоз, и прочую сельхозтехнику, а главное – какая работа, и на какой технике! выгодна, а какая – нет. Интересно обсуждали одного своего коллегу, который любит ставить трудовые рекорды, и специально старается заполучить в свои руки такую технику, на которой такой рекорд можно поставить. Самое интересное, что по зарплате он от своих рекордов никакой отдачи не имеет, если бы просто работал, как все, то скорее всего даже больше бы зарабатывал. А вот для чего-то ему это надо…
В общем, у меня отложилось, что мужики, работающие в сельском хозяйстве, без работы не сидят, и что техника обновляется.

Однако, если эти строки читает сейчас опытный автостопщик, то он уже задаёт вопрос: «Что это там за дорога такая, что за 11 км разговор успел охватить столько тем?»
Хороший вопрос! Как раз собирался рассказать про дорогу. БОльшая часть дороги – кучи щебёнки, которые ещё не успел разгрести грейдер. (Вспомнились порожние самосвалы, которые пылили на перекрёстке.) Машины едут рядом с кучами, между кучами, если надо разъехаться двум машинам, то одна уступает дорогу, останавливается, «прячется между кучами».

И ещё про дороги, от мужиков пришла практическая информация, что дорога через перевал – нормальная щебёнка, и легковые запросто ездят. И ещё, что перевал называется «Грива». А между Сваловкой и Малым Бащелаком тоже есть перевал, называется «Седло».

Нельзя выразить Невыразимое!