В понедельник вернулся с солёного озера Яровое (Алтайский Край).
Впечатления самые благостные и приятные. Жаль одно, мало времени – пяти дней не хватило.
Пишу мини отчёт, может, кому пригодится.
ДОРОГА?
Ехали из Бердска (прошу учесть при своих расчётах).
Собирались выехать в 5:00 утра, выехали в 6:00.
Специально выбрал время дороги и туда и обратно, чтоб пришлись на рабочие дни.
Шли через Кирзу-Крутиху (недоезжая её у трёх АЗС поворот направо) – Панкрушиху-Хабары - 430 км до места проживания и через шесть часов уже, поскидав вещи, выдвинулись к пляжу.
Остановки по дороге две – в лесу у Кирзы (соснами подышать, грибы глянуть, кофейку потянуть да пописать) и одна заправка + поплутали по Славгороду.
До Кирзы дорогу описывать не буду – все знают, замечу одно – ветшает Ордынская трасса, ветшает … Особое внимание в Ордынке – гибббдуны под знаком обязательно будут.
Знаменитая кирзинская гравийка – насчитал 27 км. Не так страшно, хотя приятного мало. Чем ближе к Алтайскому Краю, тем лучше гравийка и больше скорость. В среднем шёл 20-50 км/час. Большие неровности подвеска Премаса отрабатывала хорошо, но торчащие из глины верхушки килограммовых кусков «щебёнки» били и по рулю и по заднице, как ножом сердце кололи. Все 27 км куча народу бьёт машины и костерит нашего Толяконского губошлёпа и шайку ворья вокруг него. Стыдно! Нищий аграрный Алтайский Край в том же месте имеет вполне приличную дорогу, а наша столица Сибири … Хоть бы прогрейдеровали, но и на это этих ссук не хватает – трясутся фуры, рейсовые автобусы и поток легковушек по федеральной трассе …
Как им с этих матюков спится спокойно, понять не могу.
Ленточку повесить что ли, чтоб перерезать приехал Хубернатор хренов …
По Алтаю дорога намного лучше, узкая, в две полосы, волнами (пьяная дорога), но выбоины залатаны, везде разметка, знаки разумные бОльшей частью. Не знаю как другие машины, но крупные волны дороги длинноходная подвеска Премася съедала за милую душу и диапазон скорости был от 110 до 150 км в час, хотя гнать надо аккуратно – есть пара крутых поворотов с которых можно слететь на скорости… Ближе к Славгороду дорога хуже и далее до Ярового уже хреновенькая (схожая с НСО).
Соблюдать знаки и скоростной режим (+10-20 км/час) желательно – предупреждали, что в деревнях прячутся гаишники, хотя сам их кроме Ордынки не видел.
Обратно ехали 6 часов – сказались частые остановки, ещё бОльшая разбитость гравийки у Кирзы (из-за дождя) и вечерняя ул. Петухова и Советское шоссе.
ГДЕ ЖИТЬ.
1. Гостиницы – есть приличные номера, но дорого и неудобно, хотя и близко к пляжу (700 – 1900 руб.)
2. Квартиры. Сдают чаще всего квартиру целиком (1-2-3 комнатные) – удобнее, но дома панельные – летом жесть, как жарко и душно.
3. Палатка – самый экономичный, но самый трудный. Причины две – степь (проблемный туалет, отсутствие тени и дров) и отсутствие пресной воды. Живут и по берегу и на Тёплом ключе (в основном). Устройство палаточной жизни на озёрах в Завьялово на порядок выше. Короче, мы не рискнули.
4. Частные дома. Самый оптимальный вариант. Сдают дома целиком – 3-4 комнаты, сами хозяева ютятся в сараюшках. Как и в квартирах обеспечивают постелью, посудой, кастрюлями. Проведена горячая и холодная вода, чаше всего удобства (унитаз + ванна) в самом доме. Дополнительные плюсы – машина на подворье под рукой и глазом, выйти на улочку, подышать, шашлычок замутить, собачки гавкают, петухи поют – душа отдыхает. Хозяева могут баньку организовать … Все прелести деревенской жизни при отсутствии деревенских неудобств. Частный сектор полностью заасфальтирован.
Странно, но расчёт цены ведут ни с единицы жилья, а с единицы проживающего (350-500 рублей/день), ребёнок – 50%. Торг уместен.
Смотреть надо аккуратно (особенно при предварительных договорённостях – чётко и на 3 раза проговорить все условия (комнаты, состав проживающих, условия, цену) – длительное воздействие брома не проходит бесследно – люди слегка тормознутые и такое ощущение, что говоришь с ними на разных языках.
Есть некоторые ушлые товарищи, которые умудряются устраивать натуральные общаги, размещая на хозяйстве до 30 отдыхающих под каждым кустом.
ЛЮДИ:
1. Местные. Даже в частном секторе никого забулдыжного не видел, Население вполне интеллигентное и доброжелательное. При съёме жилья возникает ощущение, что жадные без меры, но потом понимаешь, что для многих эти два летних месяца чуть ли ни единственный источник дохода, вот и пытаются ухватить, далее оказываются вполне милыми людьми, даже плодами огорода, квасом, молочком да яйцами делятся с чистым сердцем. Другими словами, ржавчина цивилизации людей ещё не сильно попортила …
2. Отдыхающие. Состав пёстрый. От толп молодых резвящихся девок до многовозрастных семейных прайдов. От экономных отдыхающих до привычных морд на джипах. Объединяет их одно – все тормознуто-умиротворённые, спокойные и доброжелательные – жара и испарения солей брома делает своё дело. Атмосфера полного релакса. Люди по дорогам двигаются как полноправные участники движения, машины ездят без правил, но по понятиям – хочешь ехать вперёд, валяй, мне пох …, привет, кстати. Всё медленное, заторможенное - прикольно. Аварий не видел. Машины в основном 54 и 42 – при отсутствии рабочих стрессов и пробок очень вежливые, опасаться стоит местных Копеек и Москвичей 22.
ЕДА:
1. Кафешки на пляже - терпимый западный общепит, но цены конские.
2. Кафешки в городе – напомнили кафешки 90-х годов, не ходили.
3. Готовить самим (в квартирах, домах). Неплохой рынок с новосибирскими ценами и средним набором (особо рекомендую местные дыньки), два супермаркета на уровне (один местный, один – Пятёрочка), местные мелкие магазинчики разбросаны по городу.
СОЛНЦЕ – жесть или даже «аще жесть». Палит нещадно. Если кто считает, что никогда не сгорает, лучше не экспериментировать. Мы в первый (пасмурный!) день сгорели за 4 часа. При этом я тоже «не сгораю никогда». Местные объясняют это солью и ветром. Мозг физику процесса при затянутом облаками небе не понял, но кожа поверила на слово.
ВОДА – солёная нормально. Хоть и далеко до Мёртвого моря, но держит хорошо - и лёжа и столбиком на глубине. Нырять можно, но с глазами аккуратнее. Позвольте хоть один раз воде залиться в нос – соплей и обожжённого мозга на полчаса, но потом нос дышит как аэродинамическая труба. Крайне полезная процедура.
Увы, в последнее время концентрация соли в воде падает – поднимается уровень озера. Причина - хозяйственная деятельность человека – срыли под пляжи берега – открылись ключи и т.д.
ГРЯЗЬ – есть и очень чёрная, очень жирная, но только в ограниченных местах (см. ниже). На пляжах её нет – засыпали песком. Местные продают – 100 рублей за полторашку.
МЕСТА - на любой вкус:
1. Цивилизованные – это два городских пляжа. Основная жизнь там. Говорят, откупили москвичи. Оборудовали достойно. Песок. Развлекухи (бананы, горки, волебольные площадки), стоянка, туалеты, души, прокат зонтиков и лежаков – цены терпимые. Бар и кафешки (цены конские). Стоянка для машин – днём постоять – 20 рублей (не деньги). Вечером в кафешках программы, днём типа анимации тоже чёта устраивают. Народу на пляжах много, как в Сочи. В целом – шумно, но приятно, чисто и культурно.
2. Дикое - Тёплый Ключ. Если смотреть на озеро, то по правую руку от города километров 3-7 (в зависимости от выбранной дороги). Дамба. Палаточный городок (скорее городищщщще). Пресное озеро – пишут, что грязное, но, вроде, вполне нормальное. Пресная вода после солёной – отдельный прикол и удивительные ощущения. Грязи почти нет – всё выбрали или прорвавшейся дамбой смыло. С пляжей приходит «кастрюля» на полчаса за 200 рублей, но лучше ехать на машине.
3. Холодный ключ. Дальше Тёплого Ключа по берегу (через дамбу) по берегу километра 3 - обнижение берега и внизу протока. Особый ориентир - в солёной воде торчит труба с которой хлещет ледяная пресная пода (ключ оседлали). В этой протоке грязи по колено. Чёрная, жирная, вонючая – всё как надо! Набирай и мажься хоть с головой … Отмываться в озере с песком (дополнительный пиллинг).

ИТОГИ:
1. Всего проехал 980 км. Средний расход бензина – 9,27 л/км. Первые 400 км по трассе до первой заправки показали 8,3 л/км (Машина Мазда Премаси, 1,8, 135 л.с,). На месте расход большой – кондёр, плохие дороги, песчаные дороги. Заправляться там лучше на сети ТрансСиб (оранжевые стильные заправки). Бензин только 92, но реально лучше нашего 95-го. Считайте сдачу – операторы АЗС легко накалывают приезжие машины на 100-200 рублей.
2. Ездили 4 взрослых + ребёнок. Все пять дней с жильём, едой и дорогой обошлись в среднем в 3,5 тыс. рублей с человека.

ВЫВОД – Яровому Зачёт!