То, что договор, также как и информацию на билете (которая кстати и является договором с авиакомпанией) надо читать, изучать и задавать вопросы , а в наше время особенно, (с бухты барахты чтоли фирмы банкротяться одна за другой) это просто азы. Если озвучиваемая проблема коснулась Вас или Ваших родственников, очень жаль, но Ваше право читать или не читать. Как здесь правильно заметили, нужно изучить договор сейчас и поговорить с оператором и юристами, если эта тема предметна а не просто возмущение по теме. Можно требовать возмещения и у туроператора, но даже если по тур . договору это возможно, туроператор в таком случае будет подавать иск авиакомпании, то есть по цепочке. Но предполагаю что договор предусматривает другую процедуру.....по наземному обслуживанию претензии принимает туроператор, а по авиаперелету - авиакомпания .