Туризм
НГС.Форум / Туризм Путешествия / Горнолыжный форум /

Эволюция поворотов на горных лыжах

  • activist

    Сообщений: 108

    Тема возникла из другого топика. Небольшой теоретический спор по поводу техники поворотов.
    Не претендуя ни на что, попробую описать изменение механики, а как следствие техники поворотов на горных лыжах с изменением самих горных лыж. Эволюция поворотов на горных лыжах напрямую связана с развитием самих горных лыж.

  • activist

    Сообщений: 108

    Поворот на «параллельных лыжах»
    Деревянные лыжи длинной 210 см практически без талии с кантами на шурупах. Низкие кожаные ботинки, по современным понятиям вообще никакие. Если добавить крепления с автоматом только на носке, а на пятке просто «лягушка», скистопер в виде кожаного ремешка, шерстяной свитер и обычные брюки получаем горнолыжника 50-60-начала 70х годов. Как можно поворачивать на таком инвентаре? Прогнуть лыжи нереально. Разве что на большой скорости в скоростном спуске. Что и продемонстрировал в 50х годах Тони Зайлер. Однако «Тони Зайлер на любых лыжах Тони Зайлер». А остальные как?
    Лыжа не гнётся, передняя как впрочем, и задняя стойки на кожаных ботинках высотой почти как обычные возможны только за счёт мышц. Что же остаётся. Повернуть возможно только с помощью соскальзывания пяток в повороте. Практически это управляемый занос. При этом тело должно постоянно оставаться в равновесном состоянии. На этом этапе возникает техника поворотов «на параллельных лыжах». Почему на параллельных? Да просто потому, что повороты плугом и упором исполнялись не на параллельных лыжах. Для исполнения поворота необходимо каким-то образом пустить лыжи в управляемый занос. Для этого необходимо разгрузить лыжи, то есть снять с них вес тельца, и придать им вращательный импульс. Разгружаем лыжи либо подскоком, либо наоборот быстрым втягиванием ног и придаём им вращение либо вращением тела в длинных поворотах, либо контрвращением в годиле. Далее управляем этим процессом с помощью кантования лыж. Подобный поворот проще всего делать при узком ведении. Посмотрите фотографии горнолыжников 50х-60х годов. Узкое ведение, равновесная стойка, забавные уколы палкой выворачивая кисть в область носка лыж. При этом присутствуют и элементы более поздних техник как то разножка, угловое движение (ангуляция). Самые лучшие горнолыжники ухитрялись делать даже переднезаднее движение (нырок в долину-авальман) делать в кожаных ботинках.
    И сегодня этот поворот один из самых универсальных, особенно при внетрассовом катании. Универсальней только плуг и упор.

  • activist

    Сообщений: 108

    Резаный поворот.
    С появление пластиковых ботинок и пластиковых лыж началась эра резаных поворотов. Лыжи приобретают талию, правда не очень большую. Длина лыж немного уменьшается. 205 – мой любимый размер на многие годы. Теперь поворот осуществляется не за счёт соскальзывания пятки, а за счёт прогиба лыжи в повороте. Поскольку всю лыжу разом прогнуть сложно, при входе в поворот переходим в переднюю стойку (нырок в долину) и начинаем гнуть лыжу с носка. При выходе же из поворота наоборот переходим в заднюю стойку (авальман) и прогибаем пятку, кроме того получаем некоторое ускорение. Для более эффективного прогиба нижнюю лыжу нагружаем намного сильнее, чем верхнюю, вплоть до езды вообще на одной нижней лыже. Тем не менее, резаным этот поворот назвать в полной мере нельзя, так как вход в поворот практически начинается с соскальзывания, как повороте на «параллельных лыжах». Та же разгрузка лыж, тот же вращательный импульс. Только после начала поворота и возникновения центробежной силы появляется возможность прогнуть лыжу по дуге поворота. При выходе из поворота и активном авальмане лыжи зачастую вообще отрываются от снега. В таком повороте, поскольку основная часть происходит резаным скольжением, узкое ведение уже начинает мешать. Трудно как следует закантовать лыжу при узком ведении. Поэтому лыжи ставят пошире. Теперь уколы палкой делают вертикально и при прохождении трассы часто используют «ножницы». Стэнмарк, Альберто Томбо (Томба ля бомба) и многие другие демонстрировали совершенное владение данной техникой.
    Данный поворот достаточно универсален, однако, не настолько как поворот на «параллельных лыжах». При внетрассовом катании не всегда есть возможность им воспользоваться. На пухляке без твёрдой подложки слишком сильная загрузка одной лыжи приводит к падению.

  • activist

    Сообщений: 108

    Если кому-то интересно доберусь до совремнного карвингово поворота.

  • activist

    Сообщений: 108

    Современный карвинговый поворот.
    Собственно карвинговый – это и есть резаный поворот. Буду упорно называть его карвинговым, чтобы отличить от старого резаного поворота. В 90е годы производителям лыж удалось сделать «карвинговые» лыжи. То есть лыжи с широким носком и пыткой и узкой талией. Надо сказать, что подобные попытки делались и в 70е годы. Однако тогда не удалось добиться того, чтобы при подобной геометрии лыжа имела достаточную продольную мягкость и при этом большую жёсткость на скручивание. Лыжи стали очень короткие. Теперь мы можем получить практически идеальное резаное скольжение. Нет необходимости делать разгрузку лыжи, более того эта вредная привычка особенно в совокупности с вращательным импульсом приводит к соскальзыванию. (Опытные инструктора говорят, что очень трудно отучить старых лыжников от этих вредных привычек. Всё норовят подпрыгнуть и сделать вращение. И ещё авальманом хулиганят). Лыжи всегда должны иметь плотный контакт со снегом. В активном переднезаднем движении тоже нет необходимости. Слишком активный авальман может привести к отрыву лыж от снега – то есть к разгрузке, и как следствие возможно проскальзывание. Следовательно, авальмана необходимо избегать, как впрочем, и нырков в долину. А вот стойка становится ещё шире и угловое движение чуть ли не основа всего поворота. Нагрузка на обе лыжи практически одинаковая, что обеспечивает одинаковый прогиб обеих лыж, и, следовательно, одинаковый радиус поворота. Сам поворот осуществляется исключительно за счёт прогиба карвинговой лыжи. Середина лыжи провисает (что не могла сделать старая «классическая» лыжа), обеспечивая прогиб. За счёт широкой стойки лыжник всегда имеет возможность перевести лыжу из плоского ведения на кант (и всё лыжа уже прогнулась) и начать поворот, а тут же возникшая центробежная сила продолжит начатое дело. Достаточно переместить тело внутрь будущего поворота, как бы садясь на стул, и всё, дело пошло. Кроме этого необходима только скорость, поскольку на малой скорости центробежной силы может оказаться недостаточно для прогиба лыжи. Далее пересаживаемся на стул с другой стороны, и вот уже новый горнолыжник быстро несётся вниз, время от времени пересаживаясь с одного стула на другой. Красота! Современная лыжа всё делает за нас.
    Карвинговый поворот самый не универсальный из всех. Практически его можно применять только на хорошо подготовленных не очень крутых склонах.

  • v.i.p.

    Сообщений: 12997

    :respect:
    В ответ на: Собственно карвинговый – это и есть резаный поворот. Буду упорно называть его карвинговым, чтобы отличить от старого резаного поворота.
    Вот собственно противопоставление резанного поворота карвингу в прошлом топе прям сильно смущало.

    candy is dandy, but liquor is quicker

  • activist

    Сообщений: 362

    В ответ на: Посмотрите фотографии горнолыжников 50х-60х годов. Узкое ведение, равновесная стойка, забавные уколы палкой выворачивая кисть в область носка лыж.
    вооот! так вот откуда у меня мои забавные уколы палкой!! из 50-60?!? как же мне удалось их оттуда вывернуть?!? а главное как избавиться...

    и вот это еще понравилось:улыб::
    В ответ на: (Опытные инструктора говорят, что очень трудно отучить старых лыжников от этих вредных привычек. Всё норовят подпрыгнуть и сделать вращение. И ещё авальманом хулиганят).
    даа.. люблю похулиганить авальманом и нырком в долину. :ха-ха!:

    Каждый может иметь собственное мнение, а может и не иметь...

  • activist

    Сообщений: 108

    Вот-вот научились авальману и теперь свысока смотрите на карвинг.
    Как-то, правда довольно давно, довелось покататься с чемпионом СССР по горным лыжам в 50х годах. Так вот катался он неплохо, несмотря на то, что был уже не молод. Но техника была "на параллельных лыжах". А в то время все быстро переходили на резаный поворот. А он всё катал постарому.
    Сильный лыжник - тот кто умеет всё.

  • experienced

    Сообщений: 601

    вооот! так вот откуда у меня мои забавные уколы палкой!! из 50-60?!? как же мне удалось их оттуда вывернуть?!? а главное как избавиться...

    люблю похулиганить авальманом и нырком в долину. :ха-ха!: Странно, вообще, тем более что последний вариант укола в классической технике- чуть вперёд от маркера (переднего крепления). Значит, надо исключить возможность укола как такового
    Один вариант- взять палку в две руки перед собой, и так катать, поставив руки как при езде,следя, чтобы она была перпедикулярно склону., (в смысле параллельно поверхности. Так можно ещё и лучше отследить параллельность плеч склону
    Авальман.... на карвах, ну, ваще круто!!! В смысле полная протиположность требуемого. А на самом деле он применялся при наезде на бугры.

    Карвинговый поворот самый не универсальный из всех. Практически его можно применять только на хорошо подготовленных не очень крутых склонах??
    Не знаю, я не чувствую, ездил по совершенно неподготовленым и весьма крутым склонам, возможно,

  • activist

    Сообщений: 108

    Вообще я Валентине сто раз говорил: "Перестнь колоть в область носка". Когда её учили это было модно, но можно же переучиться.Так нет же. И узкое ведение. Это оказывается красиво. Не обращайте внимание. Это старый разговор. Она всё знает, просто прикалывается надо мной.
    А на счёт карвинга. Возможно это просто проблема терминологии. Резаными поворотами я тоже катаюсь практически везде, кроме пухляка.
    Карвингом же у меня комфортно получается кататься только на подготовленных склонах. Допускаю, что у меня плохая техника. Тем не менее считаю что карвинг всё-таки не для фрирайда.
    Авальман. С точки зрения механики выход из поворота это и есть бугор, в сам поворот - яма. Так что при выходе из поворота авальман - само то.

  • experienced

    Сообщений: 601

    А, ясно, типа это было так давно что вроде 70 го года или начала 70 х.
    Авальман?это же не выход из поворта, а сам поворот. А как мне помнится при входе обрабатывать бугор сядом назад.
    Да, и про разгрузку - загрузку., вот, наши, из Н-ска, хотите сказать что её нет, и они сидят как на стуле?




  • v.i.p.

    Сообщений: 17995

    В ответ на: не очень крутых склонах??
    да ладно? как раз на крутяках весь кайф и получается:улыб:тут главное не сцать, потому что скорость не сбрасывается а лыжи стреляют:улыб:

    The answer to life the universe and everything is 42.

  • activist

    Сообщений: 362

    В ответ на: Значит, надо исключить возможность укола как такового
    Один вариант- взять палку в две руки перед собой, и так катать, поставив руки как при езде,следя, чтобы она была перпедикулярно склону., (в смысле параллельно поверхности. Так можно ещё и лучше отследить параллельность плеч склону
    ну зачем же сразу в крайности. как же без укола совсем! сжимаем зубы, волю в кулак и колем палкой вниз!
    кстати, у меня от этой привычки колоть палочкой вперед и выворачивания кисти реально страдают запястья. видимо на них как то неудачно удары приходятся. :dnknow: когда катишь вроде и не замечаешь. не до того:улыб:

    В ответ на: Карвинговый поворот самый не универсальный из всех. Практически его можно применять только на хорошо подготовленных не очень крутых склонах??
    Не знаю, я не чувствую, ездил по совершенно неподготовленым и весьма крутым склонам, возможно,
    "совершенно неподготовленный склон" может быть очень разным. пухляк по пояс, плотный снег по колено, тонкий фирн или непрочная ледяная корка сверху пухлого снега, бугры по полметра высотой. вы что имеете ввиду?
    ну и крутые склоны бывают разные по крутизне и жескости.

    Каждый может иметь собственное мнение, а может и не иметь...

  • activist

    Сообщений: 362

    да учусь я учусь.:улыб:тем более что болять мои крылья от неправильного напряжения.
    и ведение стараюсь сделать более широким..
    хотя по прежнему считаю что узкое ведение - это красиво. а поворот это вообще целый танец! вот я и получаю удовольствие от процесса.

    вообще мне кажется, что мало кто катает определенный поворот в чистом виде. все равно они действительно эволюционировали плавно переходя один в другой.. и можно наверное карвить не просто пересаживаясь со стула на стул. что это будет? карвинг? резаный?

    про авальман. дабы не пытаться самой сформулировать ощущения попросила помощи у "найдется все" ))
    Авальман - элемент горнолыжной техники: выталкивание лыж вперед с подседом в начале поворота помогает сохранить контакт лыж со снежной поверхностью при смене рельефа трассы. В основном применяемся на буграх.
    Авальман характерезуется подъемом бедер и выносом их перед корпусом лыжника. При этом очень важный элемент – сгибание коленей, которое должно в свою очередь частично компенсироваться наклоном корпуса вперёд.

    Каждый может иметь собственное мнение, а может и не иметь...

  • activist

    Сообщений: 362

    Кстати, понравилась статья:
    Способы разгрузки лыж или современный авальман

    Там есть любыпытный термин - "декоративный карвинг". По-моему ты именно его называешь "карвингом".

    Каждый может иметь собственное мнение, а может и не иметь...

  • activist

    Сообщений: 108

    Авальман возник как средство преодоления бугров. Когда бугор небольшой можно преодолеть его просто втягиванием ног, как амортизатор у машины. Если же бугор велик, то длины ног уже оказывается недостаточно. Лыжи натыкаются на бугор, тормозят, кроме того лыжам приходится пройти несколько больший путь описывая переднюю стенку бугра. Для гладкого прохождения применяется приём - авальман. При накатывании на бугор лыжник выталкивает лыжи вперёд. По-моему, Жубер писал, что движение похоже как если бы мы подскользнулись на банановой кожуре.
    Лыжник как бы втягивает живот посылая лыжи вперёд. Поскольку, с точки зрения механики, вход в поворот это задняя стенка бугра, сам поворот - яма между буграми, а выход из поворота - передняя стенка следующего бугра, авальман применяется и в повороте при выходе.
    Что касается карвингово поворота, то, естественно, моё описание очень упрощённо. Я описывал даже не сам поворот, а механику поворота. Называйте его "декоративным".
    Спортсмены, практически, не применяют его в чистом виде.

  • activist

    Сообщений: 108

    Видео хорошее. А теперь сравните с этим
    Обращаю внимание. Какая разгрузка - Стэнмарк встаёт во весь рост, разгружая лыжи. А ведение какое узкое, А авальман на выходе - он же иногда от снега отрывается и летит по воздуху. Внутреннюю лыжу поднимает- аж в воздухе висит временами. Это и есть резаный поворот образца 1983 года.
    В вашем же видео спортсмен явно избегает как слошком активной разгрузки, так и авальмана. Ведение лыж широкое постоянно, а не только в повороте причём загружены обе лыжи, а не только внешняя. Практически спортсмен плотно прижимает лыжи к снегу во всех фазах поворота. По крайней мере он старается не отрываться от снега и при выходе из поворота. Фаза плоского ведения лыж практически отсутствует - почему и соскальзывание минимально.

  • experienced

    Сообщений: 601

    Да, удивлён такому узкому ведению лыж .
    Но, когда смотрел и современные соревнования, там тоже от снега местами отрывались

Записей на странице:

Перейти в форум

Модератор: