Саграда Фамилия (Барселона): фото и отзывы


Показать карту Скрыть карту
Добавить отзыв

Саграда Фамилия (Sagrada Família): фото и описание 

Оказавшись в Барселоне, можно долго гулять по тесным улочкам Готического Квартала или по шумной Рамбле, можно насладиться бризом в Олимпийском порту и станцевать с Магическими Фонтанами на горе Монжуик. Но рано или поздно ноги сами приводят на улицу Майорки, глаза поднимаются к небу, и сердце пропускает пару ударов – так реагирует каждый, впервые встретившийся с Храмом Святого Семейства тет-а-тет.

Говорят, председатель Общества св. Иакова, увидел во сне, что храм, заказанный его организацией, доведет до ума голубоглазый блондин. Наяву он встретил Антонио Гауди, тогда еще не автора домов Мила и Батльо и даже не создателя парка Гуэль, а всего лишь архитектора цеха на текстильном предприятии, зато светловолосого и с глазами-аквамаринами. Встретил и поверил, как говорится, а еще смекнул, что начинающему проектировщику не придется много платить, да и сметы его будут божескими. Не угадал. Гауди импровизировал, а денег на его причуды нужно было столько, что та сумма, на которую рассчитывали заказчики, улетела еще в первые годы строительства.

С 1882 года и по день сегодняшний кипит работа над самым масштабным архитектурным шедевром последних веков. Изначально проект разрабатывал Франсиско дель Вильяр и Храм Святого Семейства мог затеряться среди других выдающихся строений Барселоны, оказавшись посредственностью. Но Гауди обрек его на вековую славу! Гений руководствовался исключительно своей интуицией, а современники качали головами и откровенно насмехались над его идеями. «Рухнет!», - говорили они. И кто теперь прав? Более того, современные компьютерные модели доказали, что внутреннее чутье не подвело Гауди – каждый элемент заслуживает претворения в жизнь.

Мозг взрывается фейерверками от мысли, что без того великолепное здание могло быть еще прекрасней. Фасады планировалось облицевать керамикой и стеклом всевозможных цветов, на которых танцевало бы солнце, превращая храм в гигантскую драгоценность.

Что же на деле?
Рождество, Слава и Страсти Христовы – три фасада, три ожившие истории, одушевленные мастерством скульптора. Само здание – хитросплетение башен, каждая из которых изящно декорирована и не абы как, а ювелирно. Когда Гауди спрашивали, к чему столько усилий, ведь людям с земли не увидеть и половины, он отвечал, что не люди, так ангелы смогут любоваться плодами его трудов.

Справедливости ради, нужно заметить, что Гауди удалось вплотную заняться лишь первым из перечисленных фасадов. По окончании основных работ над фасадом Рождества, отличительными элементами которого стали водосточные трубы, идеально вписанные в общую картину, и орнамент, представленный местной живностью: изображениями улиток и ящериц; Гауди взялся пересматривать уже разработанный проект фасада Страстей. На это ушло без малого 12 лет! Своды и нефы изменились до неузнаваемости, но Гауди так и не приступил к воплощению задумки. Зато успел набросать чертежи фасада Славы, который должен был стать лесом колонн, залитым мягким светом, проникающим сквозь витражи. Гауди говорил, что такое освещение сопоставимо с нежностью звездного сияния.

В ноябре 1925 фасад Рождества обзавелся стометровой колокольней св. Варнавы (единственной, законченной самим Антонио Гауди). Первые 40 лет строительства одели храм в декор из литургических и библейских цитат, религиозных символов и всевозможных скульптур. Куда ни глянь – увидишь заповедь, грех, добро, искупление.

В июне 1926 года по Барселоне проехал первый трамвай. Проехал и забрал с собой жизнь Антонио Гауди. Поскольку архитектор одет был скромно, документов при нем не было, он попал в больницу для бедняков, где помощь оказывают соответствующую. Гауди опознали спустя сутки, но время было упущено - Антонио умер за несколько дней до своих 74 лет. Гения похоронили в крипте еще незавершенного храма, чтобы Гауди «приглядывал» за работой даже с того света.

Продолжать дело мастера взялся один из талантливейших его учеников - Суграньес, сотрудничавший с Антонио почти 25 лет. С его помощью появляются три финальные колонны на фасаде Рождества, керамический кипарис, а затем начинается Гражданская война и строительство приостанавливается. Тогда же пожар заглядывает в мастерскую Гауди, поглощая все макеты и чертежи Саграда Фамилии. На восстановление потери ушло несколько лет, а когда можно было снова браться работу, умирает Суграньес.

Кстати, возводился храм исключительно на пожертвования, которых после войны было немного. Так, к Саграда Фамилии вернулись лишь в 1952 году, продолжив декорировать фасад Рождества. К Страстям обратились спустя 2 года, ориентируясь на чертежи Гауди, созданные на рубеже 19 и 20 веков. В 1061 году доведена до ума крипта, сегодня в ней размещена экспозиция, связанная с особенностями возведения храма и с автором проекта.

Вскоре появились 4 башни со стороны фасада Страстей, с конца 80-х и до начала 21 века кипела работа над скульптурами и витражами, повествующими о Воскрешении Христа. В последние годы строительство продвигается семимильными шагами, но словно в Зазеркалье, чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы двигаться вперед, надо бежать еще быстрее. Появились трансепты, неф, их своды и фасады, апсида и средокрестие, а на них - 2 башни: 170-ти метровая с крестом и Девы Марии.

На очереди было явление миру еще 4-х башен Евангелистов: Луки, Иоанна, Матфея и Марка; на каждой из которых окажется скульптура: телец, орел, ангел и лев соответственно. Огромную башню Иисуса увенчает исполинский крест, остальные – виноградные грозди и пшеничные снопы – символы Причастия.

Если все пойдет без сучка и задоринки, то в 2026 году храм будет завершен.

Гауди знал, что такой масштабный проект как Саграда Фамилия, переживет создателя, а потому чертил впрок. Ему хотелось, чтобы храм был прост и гениален одновременно, чтобы он представлял собой торжество геометрии – эллипсов, геликоидов, коноидов, гиперболоидов и гиперболических параболоидов. Пересечения этих фигур рождали прямые линии, упрощавшие соединение внутренних конструкций в единую композицию.

Денег на задумки Гауди пока что хватает: прихожан поддержали католики и верующие со всего света, даже представители других конфессий. Особенно много средств поступает из Японии. А ведь век назад Гауди приходилось умолять о пожертвованиях. Отсутствие материального обеспечения явилось причины потери стольких лет!

Еще один препятствием на пути к хэппи энду Саграда Фамилии является сложность работ. Особенно это касается формирования каменных блоков эксцентричных форм. Даже компьютерные модели не исключают последующей подгонки и обработки вручную.

Саграда Фамилия прекрасна не только «лицом», но и «душой». Формы колонн и других элементов интерьера преображают пространство. Нет ни единого клочка поверхности, на котором отсутствовали бы мозаика, роспись, лепнина, фреска или скульптура. Но о нагромождении говорить не приходится – все гармонично, логично, геометрично.

Когда оцепенение проходит и налюбовавшийся фасадами человек переступает порог Саграда Фамилии, на него накатывает вторая волна потрясения – мурашки бегут от величия и красоты интерьера. Большое число оконных проемов различных размеров и форм вкупе с витражами-радугами позволяют храму наполниться светом. Это как раз тот случай, когда от счастья и обилия нахлынувших эмоций, на глазах выступают слезы. И снова можно дышать.

Каждый день это переживают до 10 тысяч туристов. Вход в храм платный, посещение может быть индивидуальным и в сопровождении гида.

Важный момент: Саграда Фамилия находится на нецерковной земле, возводится на пожертвования простых людей и освещен лишь в 2010 году. Это церковь, но ни в коем случае не собор. Собор в городе может быть только один, эту роль в Барселоне выполняет кафедральный храм в готическом квартале.

Контактная информация