Сейчас мало что напоминает в парке Ораниенбаума о бывшей крепости Петерштадт, расположенной некогда по правому берегу речки Карость. Она была возведена для военных забав «голштинского племянника» — Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского, великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III, царствование которого продлилось всего 186 дней.


Кабинет Петра III, вид в сторону спальни
Кабинет Петра III, вид в сторону спальни


В 1742 году он был вызван в Россию, а 17 ноября 1743 года императрица Елизавета Петровна пожаловала ему Ораниенбаум. Внук Петра I и внучатый племянник шведского короля Карла ХII получил блестящее образование, был успешен в точных науках, увлекался географией, архитектурой и музыкой. К 12 годам имел чин лейтенанта, прекрасно знал военное дело и фортификацию и был полностью подготовлен на случай наследования русского или шведского престолов.


Главный фасад дворца Петра III
Главный фасад дворца Петра III


Хозяин дворца — император Пётр III. Копия с портрета Пьетро Антонио Ротари
Хозяин дворца — император Пётр III. Копия с портрета Пьетро Антонио Ротари


Ему было разрешено выписать из Голштинии небольшой отряд солдат, которые и стали обитателями Петерштадта. Первая крепость, выстроенная в 1746 году, имела земляные валы, деревянные постройки и была огорожена частоколом. Несмотря на это, по тем временам она являлась серьёзным фортификационным сооружением.


Кабинет Петра III. Вид в сторону картинного зала
Кабинет Петра III. Вид в сторону картинного зала


Спустя десять лет, в 1756 году, по проекту «каменных дел мастера» Мартина Гофмана здесь начинает строиться настоящая крепость в виде двенадцатиконечной звезды «о пяти бастионах с чугунными пушками». Внутри неё располагались арсенал, дома для генералов и офицеров, пороховой погреб, кирха и казармы.


Фрагмент лепного декора
Фрагмент лепного декора


В центре находился пятиугольный плац, а у северо-восточного бастиона, напротив Почётных ворот, в 1758 году началось строительство миниатюрного дворца для коменданта «голштинской крепости» — великого князя Петра Фёдоровича. До нашего времени сохранились лишь ворота и дворец Петра III — самая ранняя и совершенная по замыслу постройка знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди.


Вид из кабинета в сторону спальни
Вид из кабинета в сторону спальни


Небольшой, кубической формы двухэтажный павильон с радиально срезанным углом, трактованным как парадный фасад здания, поставлен по диагонали бывшего участка крепости Петерштадт. Помещения первого этажа имели служебный характер. Во втором этаже нет привычной парадной анфилады: пять комнат по периметру дворца — передняя, буфетная, кабинет, спальня, будуар — и большой картинный зал в центре словно связаны в единый узел и подчёркивают камерный, бытовой уклад жизни владельца.


Картинный зал с популярной в XVIII веке шпалерной развеской живописи. У камина фигурки-обманки, изображающие китайских детей
Картинный зал с популярной в XVIII веке шпалерной развеской живописи. У камина фигурки-обманки, изображающие китайских детей


От первоначальной отделки парадных интерьеров дворца сохранились лаковые панно популярного в XVIII веке стиля шинуазри (их во дворце 218), лепные потолки, детали наборных паркетов и накладная резьба стен буфетной. Вся декоративная отделка дворца выполнена в основном русскими мастерами.


Передняя. Фрагмент зала с камином
Передняя. Фрагмент зала с камином


Сохранились их имена: лакирных дел мастер Фёдор Власов, живописец Данилов, резчики Дмитрий Михайлов, Павел Дурногласов, Дмитрий Иванов и Семён Фирсов. Лепное убранство принадлежит мастеру канцелярии от строений Альберту Джании. Воспитатель великого князя академик Якоб Штелин осуществил в 1762 году шпалерную развеску живописи в картинном зале.


Буфетная. Фрагмент стены с резными посеребрёнными консолями и декором в виде пальмовых стволов
Буфетная. Фрагмент стены с резными посеребрёнными консолями и декором в виде пальмовых стволов


Пережив ремонты XIX века, чудом не пострадавший в войну, дворец Петра III после реставрационных работ 1960-х годов, вернувших помещениям первоначальный облик, остаётся подлинной жемчужиной русского искусства XVIII века.


Картинный зал. Вид в сторону буфетной и передней
Картинный зал. Вид в сторону буфетной и передней